Decorltd.ru

ООО «Декор»
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Евгений Данилов; 35; лет на; трассе

Евгений Данилов: «35 лет на трассе»

Материал опубликован в № 23 корпоративного журнала «Транспорт газа», беседу вел Иван Цуприков

В следующем году Евгений Александрович Данилов отметит 35 лет своей работы на Севере. Десять из них он проработал сварщиком-потолочником на строительстве газопроводов, идущих из Уренгойского и Ямбургского газовых месторождений, и больше 20 лет в «Газпром трансгаз Югорске». Имя этого человека хорошо знакомо не только в нашей компании, но и далеко за ее пределами. Он 12 раз был признан лучшим электрогазосварщиком, участвуя в конкурсах мастерства компании, в котором работает, ОАО «Газпром», Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, Минтопэнерго, России и стран СНГ.

Профессия

Принято говорить, что человек выбирает профессию. Но слушая рассказ Евгения Данилова о себе, невольно приходишь к другому выводу: человека выбрала профессия. После 8 класса он хотел поступить в профтехучилище на слесаря-инструментальщика, но высокий конкурс — 11 абитуриентов на место — заставил его изменить свою мечту, хотя тогда мог надеяться на свою спортивную «льготу», имел первый разряд по боксу. Но, хорошенько подумав, Евгений решил не искушать свою судьбу, отнес документы в ПТУ с меньшим проходным баллом, где обучали сварщиков.

«В нашей семье по отцовской линии дядька и дед были сварщиками. Я подумал, а почему бы и мне не попробовать получить эту профессию», — смеется Евгений. В армии, после «учебки», Евгений стал сержантом, командиром

«Гвоздики» (гаубицы Д30). Продолжая заниматься спортом, он выполнил норматив кандидата в мастера спорта по боксу. Перед демобилизацией ему предложили остаться на сверхсрочную службу в спортроте, а комбат — в полку.

«В этот момент к нам в часть приехали „покупатели“ из Уренгоя, выступали перед солдатами, звали нас после демобилизации на комсомольские стройки Севера, — вспоминает Евгений. — „Молодые руки ждут штурвалы „Ураганов“, сварщиков — горячие держаки, монтажников — короткие стропы! Хорошая профессия — хорошие деньги!“ И я поддался этому, все-таки 3 года учился на сварщика, имел 3 разряд. Об открытии месторождений на Севере Тюменской области, о строительстве газопроводов в то время рассказывали все газеты, телевидение, радио. И мне так захотелось быть там».

Ученик

«Я в числе 150 демобилизованных солдат 28 октября 1980 года прилетел в Надым, — продолжает Данилов. — Город встретил 30- градусным морозом. „Покупатели“ треста „Севертрубопроводстрой“, выслушав о моем желании стать сварщиком-потолочником, пообещали, что если пойду в АПТК-1, то так и будет, и через месяц, если хорошо себя зарекомендую, отправлюсь на обучение в Уфимскую школу сварщиков. Я не предполагал, что у автобазы, в которую меня звали, были совсем другие производственные задачи — не строительство газопроводов, а обслуживание техникой производственных объектов. Работы на автобазе было очень много, варил отопление, детали машин, тракторов, оборудование в котельных. Круглый день — авральная работа.

Через 3 недели понял, что попался „на удочку“, и меня никто не собирается из автобазы отправлять на строительство газопроводов. Та организация, которая это могла сделать, — СМУ-60, находилась через забор. Написал заявление об увольнении, но сразу уйти не дали, попытались уговорить остаться. Собрали открытое собрание, где коммунисты и комсомольцы говорили о морали, о чести, об ответственности, о том, что я комсомолец и должен понимать, что все мы занимаемся одним делом. Обещали через полгода присвоить 4 разряд, через год — пятый. Я сказал, что хочу стать сварщиком- потолочником. И ушел.

В СМУ-60 меня сразу же отправили на 242 км, это в 50 км от Сорума. Там находился участок, строивший газопровод „Уренгой- Новопсков“. Днем я разгружал вертолеты, на вездеходах „Ураган“ развозил имущество — кислородные баллоны, электроды — по сварочным постам, а ночью с переходной сварочно-монтажной бригадой, которая занималась „захлестами“, крановыми узлами, учился варить. Все это делалось втихаря. Сначала варил заглушки, потом стыки от 1400 мм до 300 мм — их заполнение и облицовку. „Заполнение“ — это сварка основными электродами, заполняющими часть шва стыка трубы жидким металлом. А потом делал „облицовку“ — это последний этап сварки стыков — наложение валика высотой 1,3 мм и шириной 2–3 мм в каждую сторону.

Моими учителями были Юрий Агапитов, Николай Коваленко и Валерий Морозов. Мне было 20 лет, им от 30 до 45, в свое время они работали преподавателями Уфимской школы сварщиков. Большое им спасибо.

Потом начальник участка Резник отправил меня в Уфимскую Всесоюзную школу сварщиков. Когда преподаватель посмотрел, как я варю, спросил, зачем я к ним приехал? Я говорю, за „корочкой“. Он посмеялся, похлопал по плечу и поставил меня своим помощником в обучении ребят».

Отучившись, Евгений вернулся со своей группой из 11 человек в СМУ-60. Вот что он рассказывает.

«Отбор был очень строгим, на строительстве газопроводов было много и, чтобы попасть на вакантное место в бригаде, нужно было пройти своеобразный конкурс, то есть, получить не только допуск, но и показать себя в работе так, чтобы понравиться бригадиру, принимающему экзамен. Мы начали варить стыки. Мой сегмент прошел испытания на излом и на разрыв, и бригадиру визуально понравился мой „почерк“. 9 человек допусков не получили.

Я попал в комсомольско-молодежную бригаду Виктора Кузнецова. Это был профессионал, в свое время он закончил учебу в Институте электросварки им. Е. О. Патона, имел два ордена за трудовые успехи. Многому научился у него. Но в 1983 году он погиб, придавило трубой.

Читать еще:  Акт сдачи приемки оказанных услуг

Наша бригада состояла из 10 человек ребят моего возраста — 20–21 года. Мы вели монтаж газопроводов: в 1981 г. — „Уренгой — Петровск“, в 1982 г. — „Уренгой — Новопсков“, в 1983 году — „Уренгой — Ужгород“. На Петровском газопроводе мне повезло варить „красный стык“. Это было в Надыме на нулевом километре. Туда привезли знаменитых на всю страну бригадиров-орденоносцев, много звучало торжественных речей. Мы ночью собрали этот стык, я варил „корень“ и „заполнение“, а „облицовку“ варили уже те бригадиры».

Евгений Данилов готовится к сварке стыка

На вопрос, сколько он сварил за три года стыков, Данилов ответил:

«В месяц бригада сварщиков из 10 человек собирала 5 километров трубы трехтрубками (плетью из 3 труб). Это 150 стыков в месяц. В день бригада варила 10–12 стыков, каждый сварщик по одному стыку газопровода диаметром 1420 мм. И так мы работали каждый день в октябре, ноябре, декабре, январе, феврале, марте. В апреле уже болота вскрывались. За 6–7 месяцев я варил 200–220 стыков, бригада 1050–1150 стыков. А летом оставались переходные бригады, которые работали на сухих участках — варили камеры приема-запуска, крановые узлы, стык начали подогревать пропаном, а он почему-то прогревается очень медленно. Когда взялся за его варку, ничего не могу понять, сварка идет как кисель. Обычно она льется, а здесь очень густая. Пальцы на руках через 10 минут уже не чувствовал, сжал их в кулак, а держатель уперся в краги (перчатки). Резиновая часть держателя стала лопаться. Мы до половины доварили свои стыки и вернулись в поселок».

Тогда работа на неделю остановилась из-за сильных морозов.

Переходный Период

В 1983 году Евгений перевелся в Башкирию, в СУМР-6 « Востоктрубопроводстроя ». Причина — женился «на самой красивой уфимской девушке», нужно было создавать семью, а в Надыме об этом и думать было невозможно. 8 месяцев проработал в знаменитой бригаде Бориса Торыкина. В свои 23 года Данилов в ней был самым молодым. До него самым молодым считался Торыкин, которому было 52 года. Его коллегам — по 54, 57 и 59 лет. Это была переходная бригада — быстрого развертывания. Она варила краны, «захлесты», проходы под железными и автомобильными дорогами на участках строящихся газопроводов в Удмуртии, Башкирии, Татарии. Евгения хвалили, работал без брака.

Через 8 месяцев, в 1984 году, по своему желанию перевелся назад на Север, на участок, расположившийся в поселке Пионерском (в 40 км от Югорска) на строительство газопроводов из Ямбургского месторождения — «Центр 1», «Центр 2», «Елец». В 1989 году были построены все 6 ниток нового коридора и трест был расформирован.

Евгений с женой и двумя дочками получил квартиру в поселке Комсомольском (Югорск), и стал безработным.

«Строя газопроводы, всегда проходил мимо компрессорных станций и трассовых поселков,- вспоминает он. — Делали шлейфы, крановые узлы „цепляли“ к ним, вели монтаж камер приема-запуска и шли дальше по линейной части магистральных газопроводов. Даже не знал толком, нужны ли сварщики в ЛПУ [линейно-производственное управление]. В тот период начали создаваться кооперативы. Я устроился сварщиком в один из них, строил в Комсомольском центральную гостиницу и 3 жилых дома, в Советском — 2 дома. Варил системы отопления, водопроводов, инженерные сети».

Как-то идя с работы, Евгений встретил своего товарища Анвара из СУМР-6. Тот работал в Комсомольском аварийно-восстановительном поезде [АПВ]. Предложил ему устроиться в этот АВП.

«Я попробовал, но не получилось, — вздохнул Евгений. — Начальник Комсомольского АВП посмотрел мою трудовую книжку и спрашивает: „А трубу отрезать сможете?“ Говорю, что да».

«А сможете сделать „захлест“ или поставить катушку?» Я ему говорю, что работал в переходных бригадах, опыт есть. Но лучше пусть занимаются этим профессионалы — монтажники, резчики, у которых есть опыт. И, забрав свои документы, вышел из его кабинета. Направился в Комсомольское ЛПУ.

Там, к сожалению, разговора с начальником ЛПУ тоже не получилось, причина была, скорее всего, во мне, амбиций много. Хотел работать в газокомпрессорной службе сварщиком 6 разряда, не ниже.

Иду по коридору администрации ЛПУ, мне навстречу какой-то высокий человек, я его не знаю, а он, остановив меня, здоровается. Назвал меня по имени.

Оказывается это был начальник линейно-эксплуатационной службы Комсомольского ЛПУ Анатолий Григорьевич Хайнацкий. Он меня помнит с трассы, когда я варил на их участке камеры приема-запуска. Он видел мою работу, остался доволен.

Когда узнал, что я хотел устроиться в ГКС [газокомпрессорная станция], удивился. Взял мое заявление, отнес начальнику ЛПУ и через несколько минут возвращается, Годлевский Юрий Леонидович подписал его, дав разрешение мне работать сварщиком 6 разряда в ЛЭС. Хайнацкий тут же звонит Фролову и просит принять у меня экзамен на допуски.

Прихожу в АВП, взял два куска трубы 1400 мм, отцентровал их и варю «корень», потом «заполнение». Сбоку люди собираются, смотрят, расспрашивают. Оказывается, это были такие же сварщики как я, им понравилось, как я работаю. Потом подошли пиловцы — группа контроля с бригадиром Владимиром Владимировичем Палеевым. Посмотрели, а когда узнали, что я устраиваюсь в ЛПУ, то тут же привели начальника АВП Фролова. Тот посмотрел на мою работу и спрашивает: «Пойдешь ко мне?». Я говорю, что мне неудобно, пообещал Хайнацкому. Фролов тут же позвонил в объединение, договорился с отделом по эксплуатации газопроводов, чтобы они на своем уровне решили этот вопрос. Когда перед Хайнацким извинялся, он мне говорит: «Женя, зачем ты так хорошо варил, сделал бы как- нибудь эту работу, чтобы дали допуск».

Читать еще:  Гарантии обмена неисправных смартфонов

Вот так я в 1992 году устроился в Комсомольское АВП «Тюментрансгаза».

Клеймо №17

И начались будни. По сравнению с тем периодом «большого строительства», работа в аварийно-восстановительном поезде в 90-е годы напоминала «Скорую помощь», оперативно выезжающую к «больному». Только название у нее «техническая помощь», а больной — это газопровод, на котором что-то произошло.

То есть, Евгений мог сказать жене, что завтра у него выходной, но это не означало, что он мог в это время отправиться с семьей куда-то далеко, так как был «привязан» к телефону. В семье прекрасно знали, что папу могут вызвать в любую минуту дня и ночи на работу.

Техническая политика предприятия, направленная на повышение надежности работы газопроводов, стала набирать обороты. Проведение внутритрубной дефектоскопии в 2000-х годах позволило планировать ремонт участков линейной части, на которых были обнаружены дефекты, предотвращая их разрывы.

«А вообще было много сложных стыков, — говорит Евгений. — Один из примеров, это когда увеличен зазор между стыками до 10 мм и никуда от этого не уйти: труба от резкого перепада температур „стрельнула“ и отошла. Но брался за такие стыки и варил, наращивая кромки трубы, а потом соединял их.

Было множество и других проблемных вопросов, которые обсуждались специалистами разных уровней, в том числе и нами, опытными сварщиками, монтажниками, резчиками. И в конечном итоге, если мне доверяли, выполнял работу по ремонту трубы».

Как-то весной на одном из газопроводов появилась трещина по границе ранее сделанной «заплаты» размером 250 мм на 350 мм, с выходом на основной металл трубы. Для того, чтобы отремонтировать этот участок, нужно было его вырезать и вставить катушку.

«Мы приехали на Сосьву, с техникой нам нужно было перебраться к тому участку через реку, а лед на ней просел. Мне с монтажником на ГТТ (вездеходе) удалось переправиться на ту сторону реки, переправили и однопостовой сварочный агрегат. Другая техника (трубоукладчики, бульдозеры, экскаваторы), была более тяжелой и пройти на место инцидента не могла. Это говорило о том, что провести капремонт — вырезать дефектный участок и на его место поставить „катушку“ — было невозможно. Пришли к выводу, что на месте трещины нужно вырезать большее технологическое окно и наложить на него заплату.

Когда заваривал заплату, были всполохи огня от остаточного газа, но я не пострадал, был готов к этому, плюс, спасала спецодежда. Эта заплата простояла на газопроводе еще 4 года, до его капремонта».

Евгений Александрович, и никогда не боялись работать на таких опасных участках?

Всякое было, — улыбается Данилов. — Но, когда берешься за что-то сложное, то в первую очередь осознаешь, что выбрали справиться с этой работой именно меня, значит доверяют. И тут же думаешь о том, что брака допустить ты просто не имеешь права, так как это ответственный участок. И — не допускал.

А другие ваши коллеги могли справиться с этой сложной работой?

Конечно, и справлялись, только каждый на своем участке, как и мой напарник Владимир Терентьев, с которым я работаю в паре уже 19 лет.

У меня есть свое клеймо под номером 17. И я всеми силами стараюсь, чтобы оно было чистым, не «испачкалось» браком. Все же выданное тебе клеймо — это паспорт сварщика.

РОСГВАРДИЯ

  • Карта территориальных органов РОСГВАРДИИ
    • ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ
    • СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ
    • СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ
    • ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ
    • ПРИВОЛЖСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ
    • УРАЛЬСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ
    • СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ
    • ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ
    1. Главная
    2. Войска НКВД в годы Великой Отечественной войны (1941 – 1945 гг.)

    Войска НКВД в годы Великой Отечественной войны (1941 – 1945 гг.)

    Участие войск НКВД в Великой Отечественной войне – это особая страница нашей истории. Беспримерную стойкость показали военнослужащие войск во всех тяжелейших сражениях и боях: в обороне Брестской крепости, Риги, Таллина, Могилева, Ленинграда, Киева, Одессы, Тулы, в Московской и Сталинградской битвах, в битвах на Кавказе и на Курской дуге. Всего в боях с различной продолжительностью участвовали воинские части 58 дивизий и 23 отдельных бригад войск НКВД.

    Военнослужащие войск НКВД проявили массовый героизм и мужественно защищали свое Отечество.

    До последнего патрона сражались бойцы расположенного в Брестской крепости 132-го отдельного батальона войск НКВД. На стенах казармы батальона осталась известная всем надпись: «Я погибаю, но не сдаюсь. Прощай, Родина. 20.VII.41».

    Гарнизоны 9-й и 10-й дивизий войск НКВД по охране железнодорожных сооружений, охранявшие транспортные коммуникации на территории Украины, даже в окружении в глубоком тылу противника длительное время продолжали до последнего солдата оборонять объекты. Более 70% солдат и офицеров этих соединений остались пропавшими без вести, но до конца выполнили свой долг.

    В боях за Ленинград отличились пять дивизий и две бригады войск НКВД. Так, 21-я стрелковая дивизия войск НКВД полковника М.Д. Папченко защищала южные подступы к городу и в последующем, благодаря мужеству воинов дивизии, стала 109-й Краснознаменной Ленинградской. 1-я стрелковая дивизия полковника С.И. Донского за особые отличия стала 46-й Лужской ордена Суворова 2 степени. 20-я стрелковая дивизия полковника А.П. Иванова действовала на знаменитом «Невском пятачке», потеряла более половины личного состава, но не отступила. От дивизии в тыл врага направлялись десантные отряды, которые, по отзыву Маршала Советского Союза Г.К. Жукова, «всюду проявляли чудеса храбрости».

    Читать еще:  Жалоба руководителю следственного органа образец на отказ в возбуждении

    В обороне Москвы участвовали четыре дивизии, две бригады, ряд отдельных воинских частей и три бронепоезда войск НКВД. В этот период отличились 2-й полк, отдельный танковый батальон, артбатарея, другие подразделения ОМСДОН им. Ф.Э. Дзержинского, 156-й полк по охране оружейного завода в Туле, ставший Краснознаменным.

    В батальонах 10-й стрелковой дивизии войск НКВД, удерживавшей оборонительные позиции в Сталинграде, оставалось по 10 – 15 чел, но последние 200 м до Волги враг так и не смог пройти. Это единственное соединение, удостоенное в тот период высшей награды Родины – ордена Ленина.

    С 1941 года войска НКВД сформировали и передали Народному комиссариату обороны СССР 15 стрелковых дивизий. Все дивизии отлично воевали, заслужили почетные наименования и награды, две из них стали гвардейскими.

    Общее руководство войсками НКВД с 1942 г. осуществлял заместитель наркома внутренних дел по войскам генерал-полковник А.Н. Аполлонов.

    В 1943 году из пограничных и внутренних войск была сформирована и передана в состав Красной армии Отдельная армия войск НКВД. Она получила наименование 70-й армии и в составе Центрального фронта приняла «боевое крещение» в оборонительном сражении на Курской дуге. Стрелковые и артиллерийские части армии в течение четырех дней отражали ежедневно по 13 – 16 атак немецко-фашистских войск, но не позволили танковым колоннам противника прорвать даже тактическую зону обороны (впервые с начала войны). В последующем соединения 70-й армии отличились во многих боях и сражениях, а одна из них – 140-я стрелковая дивизия стала пятиорденоносной.

    В короткое время командованием войск была развернута эффективная система охраны тыла Действующей армии, вызывавшая восхищение иностранных специалистов. Кроме того, буквально на третьи сутки после начала войны войсками НКВД под охрану были приняты тысячи объектов, десятки тысяч километров коммуникаций, что позволило сорвать массированное воздействие немецких диверсионных групп.

    Войска НКВД сыграли важную роль в развертывании партизанского движения. Так, только в партизанские отряды Ленинградской области в августе – сентябре 1941 года влились более тысячи воинов внутренних войск, а в 1942 году еще 300 бойцов. В ряды народных мстителей вставали военнослужащие войск, выходившие из вражеского окружения. Командиры и политработники откомандировывались на руководящие должности в партизанские отряды и соединения. Войска НКВД готовили разведывательно-диверсионные отряды и группы для действий в тылу врага.

    Особый вклад в достижение победы внесли воины Отдельной мотострелковой бригады особого назначения (ОМСБОН). Здесь был собран цвет советского спорта, студенчества, лучшие разведчики страны. 25 военнослужащих бригады стали Героями Советского Союза.

    Переход стратегической инициативы к Красной армии в 1943 г. и развертывание в связи с этим активных наступательных действий потребовали усиления и укрепления войск НКВД по охране тыла Действующей армии, а также совершенствования руководства ими. Приказом НКВД СССР в 1943 г. было создано Главное управление войск НКВД по охране тыла действующей Красной армии с подчинением ему всех управлений охраны тыла фронтов и входивших в их состав воинских частей.

    Одной из задач внутренних войск в годы войны являлось обеспечение радиопротиводействия противнику. С этой целью в 1942 году в состав войск были включены переданные из Главного разведывательного управления Генштаба РККА радиодивизионы специальной связи мешающего действия для постановки помех радиостанциям противника на поле боя.

    В 1943 году внутренние войска приняли от Главного управления связи Красной Армии 135 отдельных линейно-строительных рот ВЧ-связи, которые были сведены в 6 полков и 12 отдельных батальонов общей численностью более 31 тысячи человек. В связи с этим в составе Главного управления внутренних войск было создано Управление войск правительственной связи. Уже к середине 1943 года под его руководством было 12 отдельных полков и 4 отдельных батальона войск НКВД.

    В период Великой Отечественной войны войска НКВД несли также гарнизонную службу в освобожденных районах, охраняли железные дороги, военные заводы и другие важнейшие объекты, конвоировали и охраняли военнопленных, вели борьбу с бандитизмом.

    В завершающем периоде Великой Отечественной войны служебно-оперативная деятельность войск осуществлялась на значительной территории по фронту и в глубину, характеризовалась большой напряженностью и многочисленностью боевых столкновений. Так, только для очистки тыла 1-го Украинского фронта от банд Украинской повстанческой армии и остатков украинской дивизии СС «Галичина» в районе Рава-Русская в конце августа – начале сентября 1944 г. была проведена чекистско-войсковая операция на территории общей площадью более 3 600 кв. км. В ней принимали участие более 6 тыс. военнослужащих войск НКВД с артиллерией и бронетехникой.

    Всего на завершающем этапе Великой Отечественной войны войска НКВД провели тысячи чекистско-войсковых (специальных) операций по борьбе с бандитизмом и националистическими формированиями в западных районах Советского Союза.

    Таким образом, войска НКВД внесли весомый вклад в победу нашей страны в Великой Отечественной войне. За мужество и отвагу более 100 тыс. военнослужащих войск НКВД были награждены орденами и медалями. По последним данным, учтено 306 Героев Советского Союза, в том числе 4 дважды Героя, которые в различное время служили в войсках НКВД. 29 военнослужащих за совершенные подвиги зачислены навечно в списки воинских частей войск.

    За доблесть и боевое мастерство 18 соединений и воинских частей войск НКВД отмечены государственными наградами или почетными наименованиями.

    24 июня 1945 года на историческом Параде Победы ста фронтовикам-дзержинцам в составе свободного батальона ОМСДОН, которым командовал старший лейтенант Дмитрий Вовк, было предоставлено почетное право бросить знамена поверженной Германии к подножью Мавзолея.

    Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты
    Adblock
    detector