Decorltd.ru

ООО «Декор»
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Пенсионерам хотят увеличить единовременную выплату

Пенсионерам хотят увеличить единовременную выплату

Поднять пороговую сумму пенсионных накоплений, при которой россияне получат их сразу, а не в виде ежемесячных выплат, собирается Пенсионный фонд России (ПФР). Свои предложения фонд разослал в министерства для обсуждения. По расчётам ПФР, при новом порядке рассчитывать на единовременные выплаты смогут минимум на пять процентов больше граждан, выходящих на заслуженный отдых, чем сейчас. Кроме того, новый принцип расчёта накопительных выплат снизит издержки на их администрирование. Законодатели инициативу поддерживают, однако советуют при переходе на новую модель оставить последнее слово за человеком, закрепив выбор между единовременной выплатой или поэтапной на добровольной основе.

Меньше издержек

Сейчас пенсионеры получают сумму накопительной пенсии единовременно, если она по состоянию на день назначения меньше пяти процентов от суммы общей пенсии (страховой пенсии по старости, единовременной выплаты к ней и собственно рассчитанной накопительной пенсии). Если сумма выше установленного значения, то она делится на так называемое время дожития (сейчас это 252 месяца, в 2020 году увеличится на шесть месяцев — Прим. ред.) и равными частями выплачивается ежемесячно.

Согласно действующему законодательству, пенсионные накопления граждан, родившихся до 1967 года, формировались лишь в 2002-2004 годах, поэтому сумма накопительной части пенсии у большинства получилась незначительной. Поэтому сегодня около 90 процентов россиян при выходе на заслуженный отдых получают её единовременно.

В пенсионном ведомстве не скрывают, что ПФР было бы выгодно увеличить количество «единовременных получателей» накопительной пенсии, так как операционные издержки на ежемесячные начисления превышают сумму самих накоплений. Россияне, с точки зрения фонда, также ничего при этом не теряют, более того — выигрывают, получая сразу значительную сумму, а «не размазывая её по тарелке».

Как пояснили «Парламентской газете» в пресс-службе Пенсионного фонда, если предложение будет одобрено, то количество россиян, получающих единовременно накопительную пенсию увеличится, возможно, до 95 процентов. Правда, точных расчётов пока никто не делал.

Больше возможностей

По словам председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике Валерия Рязанского, инициатива ПФР вполне уместна. «На мой взгляд, выглядит всё это правильно — увеличить количество людей, которые получат единовременную выплату накопительной пенсии, потому что на её администрирование уходит сегодня гораздо больше денег. При этом граждане получат больше возможностей приобрести что-нибудь необходимое, чем растягивать небольшие деньги на ежемесячные выплаты», — сказал сенатор «Парламентской газете».

Валерий Рязанский. Фото: Пресс-служба Совета Федерации

Законодатель также добавил, что инициативу можно рассматривать как последствие того, «что сегодня граждане не могут сами управлять своей накопительной пенсией, так как эти средства не являются их личными накоплениями». По оценкам Валерия Рязанского, сегодня в систему пенсионных накоплений вовлечено около 50 миллионов россиян.

«Опыт показал, что интерес к накопительной компоненте пенсии у граждан имеется, тем более что государство намерено вовлекать средства в качестве инвестиций для решения серьёзных экономических задач. Для этого процент за пользование средствами нужно сделать выгодным, выше банковского», — уточнил законодатель.

В то же время председатель Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов, заместитель руководителя фракции ЛДПР Ярослав Нилов считает, что выбор между единовременной или ежемесячной выплатой накопительной пенсии должен оставаться за каждым человеком. Депутат отметил, что для кого-то новый подход удобнее и выгоднее, особенно если накопления небольшие, а для кого-то напротив.

Ярослав Нилов. Фото: Пресс-служба Государственной Думы

«Получилось очень некорректно, когда правила игры постоянно меняют, предлагают другую, якобы более удобную норму, чтобы гражданам выплатить единовременные их небольшие накопления и считать, что вопрос закрыт. Если бы это представили как добровольную опцию, это другой подход», — уверен парламентарий.

Что касается дальнейшей судьбы накопительной части пенсии, которая была заморожена в 2014 году, Валерий Рязанский спрогнозировал нелёгкие дискуссии с участием законодателей, министерств и ведомств при обсуждении законопроекта, разработанного Минфином совместно с Центральным банком, известного в народе как «закон об индивидуальном пенсионном капитале». Одним из пунктов документа предусматривается отказ от любых средств принуждения граждан к вступлению в систему ИПК.

Валерий Рязанский убеждён, что без помощи работодателей всё равно обойтись не получится. «Добровольно могут воспользоваться незначительное количество людей, у которых высокие зарплаты. Поэтому я полагаю, что победит какая-то единая модель, когда участие в пенсионных накоплениях будет принимать и работодатели, и сами работники», — сказал сенатор «Парламентской газете».

Сколько именно окладов будет выплачено при выходе на пенсию по возрасту – очень важно указать в коллективном договоре и в дополнительном положении об условиях оплаты труда. Если подобная информация отсутствует, администрация организации может не осуществлять никаких выплат, кроме установленных Трудовым Кодексом.

При увольнении сотрудника, согласно трудовому законодательству, сотруднику должны быть выплачены:

  • Основная и дополнительная заработная плата. Это оплата установлена должностным окладом и тарифной ставкой, а также все премии и надбавки, установленные при выполнении определенных производственных показателей согласно отработанному времени. Квартальные премии и определенные доплаты могут быть выплачены сотруднику при окончании отчетного периода и формировании финансовых показателей организации.
  • Компенсация за неиспользованный отпуск выплачивается вне зависимости от периода, когда сотрудник не использовал свое право на отпуск. Ни один день не должен быть потерян, все дни должны быть учтены в полном объеме. Пенсионер в качестве альтернативы может уйти в отпуск непосредственно перед своим увольнением.
  • Выходное пособие при выходе на пенсию при процедуре сокращения штата, ликвидации предприятия выплачивается согласно правилам, установленным коллективным договором, действующими законодательными нормами или установленными письменными договоренностями между работниками и работодателем.

Окончательный расчёт с сотрудником, согласно статье 140 Трудового Кодекса осуществляется в последний рабочий день работника. Если работник отсутствует на рабочем месте в указанный день по уважительной причине, выплата осуществляется не позднее следующего за ним дня.

В случае увольнения по собственному желанию, фраза «в связи с выходом на пенсию», указанная в заявлении, полностью освобождает работника от двухнедельных отработок и накладывает на работодателя начислить выходное пособие, которые зафиксированы документально.

Если пенсионер или предпенсионер теряют свое место работы по причине ликвидации или сокращения штата, ему должны быть начислены установленные денежные выплаты на основании сокращения. Люди предпенсионного возраста также имеют право на получение пособия по безработице, выплаты которого осуществляются Фондом занятости. Данные выплаты выплачиваются в размере одного прожиточного минимума в течение 1 года.

Принуждение пенсионера или предпенсионера к написанию заявления по «собственному желанию» наказуемо. Оно может быть обжаловано через суд. При этом суд может назначить выплату работодателем за вынужденный простой сотрудника, а также моральный ущерб.

К чему приведет изменение порога для накоплений

В случае реализации предложений ПФР для получения накопительной пенсии необходимо будет иметь на счету 450–500 тыс. руб., а такие суммы имеют единицы, рассказал Биезбардис. В 2014 году произошла заморозка накопительных пенсий, и они прирастают преимущественно за счет инвестиционного дохода, напомнил он. Средний счет застрахованного лица в НПФ сейчас составляет 73 тыс. руб., что соответствует выплатам менее 300 руб. в месяц. Без заморозки средний счет сегодня не превышал бы 200 тыс. руб., что примерно вдвое меньше, чем необходимо для назначения накопительной пенсии по предложенной схеме, рассчитал эксперт.

Читать еще:  Доплата к пенсии за иждивенца в 2020

Предлагаемая Минтрудом методика приведет к увеличению числа единовременных выплат и практически к прекращению назначения накопительной пенсии, уверен Биезбардис.

Сейчас на пенсию выходит поколение россиян, которые участвовали в накопительной компоненте лишь в 2002 и 2003 годах, а в 2004 году их исключили из системы накоплений, оставив право участвовать в ней лишь гражданам 1967 года рождения и младше. В первый год их отчисления составили 1%, во второй — 2% от зарплаты, поэтому суммы выплат очень маленькие, отметил гендиректор компании «Пенсионные и актуарные консультации» Евгений Якушев.

Абсолютное большинство пенсионеров сегодня получают пенсионные накопления единовременной выплатой, поскольку эти средства формировались в течение короткого периода и составили сумму, которую целесообразнее выплатить полностью за один раз, рассказали в пресс-службе ПФР. На единовременные выплаты пенсионерам и выплаты правопреемникам накопительной пенсии сейчас приходится примерно 90% всех выплат, добавил Биезбардис. В случае принятия изменений получателей единовременной выплаты станет еще больше, сказали в ПФР.

Вторая группа

Неработающие трудоспособные россияне могут сейчас ухаживать за инвалидом I группы и законно получать за это деньги. Но при этом им запрещено одновременно получать пособие по безработице и пенсию.

— У нас чтобы получать первую группу — это надо не иметь ног, быть обездвиженным. Первая группа тяжелая. Как можно прожить на 1200 рублей, ухаживая при этом за больным человеком? — задается вопросом руководитель региональной общественной организации родителей детей-инвалидов и инвалидов детства «Д.О.М» («Доброта, Отзывчивость, Милосердие» ) Ольга Кутукова.

Непростая ситуация и у тех, кто ухаживает за инвалидами II группы.

— Необходимо к каждому искать индивидуальный подход, — рассказывает Кутукова. — Я сама ухаживаю за мамой. Ей дали бессрочно вторую группу. Человек на пенсии, 71 год. Я за ней ухаживаю постоянно. Оставить ее одну невозможно. Она ходит с трудом.

Фотогалерея:

В целях разъяснения вопроса, касающегося изменения пенсионного законодательства в части повышения срока минимальной продолжительности службы для назначения пенсии за выслугу лет в войсках национальной гвардии Российской Федерации организована работа «Телефона горячей линии» 8-495-351-13-19.

В соответствии с Законом «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» от 12 февраля 1993 года N 4468-1 сотрудники, увольняемые из органов внутренних дел, имеют право на пенсионное обеспечение.

Условия, определяющие право на пенсию за выслугу лет.

Право на пенсию за выслугу лет имеют:

а) сотрудники органов внутренних дел, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более;

б) сотрудники органов внутренних дел, уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба, и (или) служба в органах внутренних дел, и (или) служба в Государственной противопожарной службе, и (или) служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.

Размеры пенсии.

Пенсия за выслугу лет устанавливается в следующих размерах:

а) сотрудникам органов внутренних дел, имеющим выслугу 20 лет и более: за выслугу 20 лет — 50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия, предусмотренного статьей 43 настоящего Закона; за каждый год выслуги свыше 20 лет — 3 процента указанных сумм денежного довольствия, но всего не более 85 процентов этих сумм;

б) сотрудникам органов внутренних дел, имеющим общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба, и (или) служба в органах внутренних дел, и (или) служба в Государственной противопожарной службе, и (или) служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы: за общий трудовой стаж 25 лет — 50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия, предусмотренного статьей 43 настоящего Закона; за каждый год стажа свыше 25 лет — 1 процент указанных сумм денежного довольствия.

В случае повторного определения на военную службу, или на службу в органы внутренних дел, или Государственную противопожарную службу, или на службу в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, или на службу в учреждения и органы уголовно-исполнительной системы указанных в настоящей статье лиц, получавших пенсию, при последующем увольнении их со службы выплата им пенсии возобновляется исходя из выслуги и трудового стажа на день последнего увольнения.

Минимальный размер пенсии.

Пенсия за выслугу лет, назначаемая в соответствии с настоящим Законом, не может быть ниже установленного законодательством Российской Федерации минимального размера пенсии по старости, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона.

Увеличение размера пенсии за выслугу лет инвалидам вследствие военной травмы.

Пенсии за выслугу лет, назначаемые сотрудникам органов внутренних дел, являющимся инвалидами, увеличиваются:

а) лицам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы, — на сумму минимального размера пенсии по инвалидности, предусмотренного пунктом «а» статьи 23 настоящего Закона для инвалидов из числа этих лиц по соответствующей группе инвалидности; б) лицам, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий) и являющимся участниками Великой Отечественной войны (подпункты «а» — «ж» и «и» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах»), — на сумму минимального размера пенсии по инвалидности, предусмотренного пунктом «б» статьи 23 настоящего Закона для инвалидов из числа этих лиц по соответствующей группе инвалидности, при условии, если им не устанавливается надбавка к пенсии в большем размере в соответствии с пунктом «в» статьи17 настоящего Закона.

Надбавки к пенсии за выслугу лет.

К пенсии за выслугу лет, назначаемой сотрудникам органов внутренних дел (в том числе к исчисленной в минимальном размере), начисляются следующие надбавки: а) пенсионерам, являющимся инвалидами I группы либо достигшим 80-летнего возраста, — на уход за пенсионером в размере 100 процентов установленного федеральным законом минимального размера пенсии по старости, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона, а пенсионерам, которые по состоянию здоровья в соответствии с заключением лечебного учреждения нуждаются в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре), но не достигли 80-летнего возраста, — двух третей указанного минимального размера пенсии по старости; б) неработающим пенсионерам, достигшим 55-летнего возраста либо являющимся инвалидами, имеющим на своем иждивении нетрудоспособных членов семьи, указанных в статьях 29, 31, 33 и 34 настоящего Закона, — на каждого нетрудоспособного члена семьи в размере двух третей, а на нетрудоспособного члена семьи, являющегося инвалидом III группы, — половины установленного законодательством Российской Федерации минимального размера пенсии по старости, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона. Надбавка начисляется только на тех членов семьи, которые не получают трудовой или социальной пенсии. При наличии одновременно права на социальную пенсию и надбавку к пенсии на нетрудоспособного члена семьи одному из членов семьи может быть назначена социальная пенсия либо начислена надбавка к пенсии на этого члена семьи; в) пенсионерам — участникам Великой Отечественной войны (подпункты «а» — «ж» и «и» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах») — в размере 100 процентов установленного федеральным законом минимального размера пенсии по старости, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона, а лицам из их числа, достигшим 80-летнего возраста или являющимся инвалидами I и II групп, — 200 процентов установленного федеральным законом минимального размера пенсии по старости. Надбавка, предусмотренная настоящим пунктом, устанавливается в случае, если пенсионер не имеет права на увеличение пенсии в большем размере в соответствии со статьей 16 настоящего Закона. Выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с пунктом «а» статьи 13 настоящего Закона засчитывается: военная служба; служба на должностях рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе; в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; служба в советских партизанских отрядах и соединениях; время работы в органах государственной власти и управления, гражданских министерствах, ведомствах и организациях с оставлением на военной службе или в кадрах Министерства внутренних дел Российской Федерации, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; время работы в системе Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (пожарной охраны Министерства внутренних дел, противопожарных и аварийно-спасательных служб Министерства внутренних дел, Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации), непосредственно предшествующее их назначению на должности, замещаемые лицами рядового и начальствующего состава и военнослужащими Государственной противопожарной службы; время пребывания в плену, если пленение не было добровольным и военнослужащий, находясь в плену, не совершил преступления против Родины; время отбывания наказания и содержания под стражей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных и впоследствии реабилитированных. В выслугу лет для назначения пенсии уволенным со службы офицерам и лицам начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, может засчитываться также время их учебы до определения на службу (но не более пяти лет) из расчета один год учебы за шесть месяцев службы. (в ред. Федеральных законов от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ).Время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, в льготном исчислении. Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии сотрудникам органов внутренних дел, определяется Правительством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 28.11.1995 N 186-ФЗ)

Читать еще:  Госпошлина на замену водительского удостоверения образец 2020

Что изменилось в 2019 году по сравнению с 2018 годом?

Размер пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, как и некоторые другие социальные выплаты, связанные с рождением детей, подлежит ежегодной индексации. С 1 февраля «детские» пособия повысились на 4,3 % (Постановлению Правительства РФ от 24.01.19 № 32).

Размер ежемесячной компенсации 50 руб. в месяц, которая выплачивается после достижения ребенком возраста 1,5 лет, в 2019 году остался без изменений. Основание – ст. 4.2 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ, ст. 8 Федерального закона от 29.11.2018 № 459-ФЗ «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов».

Минимальный размер пособия по уходу за первым ребенком за полный месяц с 1 января 2019 года составил 3 142,33 руб., а с 1 февраля 2019 года — 3 277,45 руб.; за вторым и последующим — с 1 января 2019 года составил 6 284,65 руб., а с 1 февраля 2019 года — 6 554,89 руб. Минимальный размер выплат корректируется на районный коэффициент.

Максимальный размер выплат по уходу за ребенком до 1,5 лет в 2019 году для работающих граждан установлен в размере 26 152,33 руб. на одного ребенка. При уходе за двумя и более детьми до 1,5 лет показатель суммируется, но не может быть больше 100 % среднего заработка (ст. 11.2 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ).

В 2019 году для расчета выплат пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет берется заработок за последние два года работы, предшествующие отпуску, — это 2017-2018 годы. Если рассчитать максимально возможную сумму выплат для расчета среднего дневного заработка, получится: 718 000 руб. руб. + 755 000 руб. руб. = 1 473 000 руб. Разрешено по желанию женщины, на основании заявления, заменить годы в расчетном периоде, например, если в 2017 или в 2018 году она находилась в другом детском отпуске.

Иностранцы и лица без гражданства, временно пребывающие на территорию РФ (за исключением высококвалифицированных специалистов), получили право на получения пособия, но при условии, что компания оплачивала за них страховые взносы как минимум в течение шести месяцев. Основание – п. 4.1 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ.

Граждане Республики Беларусь, Республики Казахстан и Республики Армения имеют право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком, начиная с первого дня работы в России, независимо от того, являются ли они временно пребывающими, временно или постоянно проживающими на территории РФ (Договор о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014).

Ограничения работающих пенсионеров в доходах — в СССР, России и Европе

Фото: Николай Федоров / архив «Солидарности»

После введенного в 2016 году моратория на индексацию пенсии работающим пенсионерам они лишились около 400 млрд рублей, не считая недополученных региональных и иных надбавок. ФНПР на протяжении нескольких лет последовательно выступает за возвращение индексации пенсии работающим пенсионерам. Михаил Шмаков в письме президенту отмечает, что обновленная Конституция, в которой прописана обязательная индексация пенсий, не разделяет пенсионеров на работающих и неработающих. “Солидарность” вспомнила, какие ограничения были у работающих граждан на получение пенсии в Советском Союзе, и поинтересовалась, получают ли выплаты в полном объеме продолжающие трудиться европейские пенсионеры.

НАЗАД В СССР

До 2016 года власти РФ не делали различий между работающими и неработающими пенсионерами. Но из-за очередного падения цен на нефть правительство РФ в целях экономии решило пересчитывать пенсию с учетом индексации лишь после прекращения человеком трудовой деятельности. Минтруд предлагал и более радикальное решение — работающих пенсионеров вообще лишить пенсии, если их заработок в год не меньше 1 млн рублей. В пояснительной записке к законопроекту министерство ссылалось на “накопленный опыт регулирования выплаты пенсии в зависимости от уровня заработной платы”.

Читать еще:  Банк которому я должна звонит на работу

В законе СССР от 14.06.1956 “О государственных пенсиях СССР” действительно существовал механизм ограничения выплаты пенсий работающим пенсионерам. В 1969 году Совет Министров в целях материального стимулирования пенсионеров к продолжению трудовой деятельности подразделил их на четыре группы. И ограничение размера выплачиваемой пенсии зависело от ее вида (по старости или по инвалидности), от категории работника (служащий, рабочий, инженер), от места работы.

К первой группе относились представители определенных профессий, трудившиеся на производстве и в цехах, работа в которых давала право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах (например, занятые на подземных работах). Им пенсия выплачивалась полностью независимо от размера заработка.

Вторая группа — рабочие, младший обслуживающий персонал, мастера, прорабы, средний и младший медперсонал, учителя сельских школ и другие. Они тоже получали пенсию полностью, но лишь в том случае, если ее размер вместе с заработком не превышал 300 рублей в месяц. В противном случае выплачиваемая пенсия снижалась.

Инженерно-технические работники, ветврачи, врачи санитарно-профилактических учреждений, фармацевты, учителя входили в третью группу. Им при продолжении работы выплачивалось 50% пенсии, а в районах Урала, Сибири и Дальнего Востока — 75%, но не меньше минимального размера пенсии по старости и в пределах 300 рублей вместе с зарплатой.

Все остальные работающие пенсионеры относились к четвертой группе и в полном объеме могли получать пенсию, если она вместе с зарплатой не превышала 150 рублей.

Отдельная история была с колхозниками, которые до 1964 года вообще были лишены пенсий, а вплоть до 1973 года получали по 12 рублей в месяц. Потом пенсии им повысили до 20, а в 1987 году — до 50 рублей. Правда, колхозам разрешалось выплачивать своим пенсионерам надбавки к пенсии из собственных фондов. Поэтому работающих пенсионеров-колхозников независимо от размера заработка не лишали их мизерных пенсий.

“А”-СПРАВКА

Трудящимся гражданам (кроме колхозников) пенсия в Советском Союзе начислялась в зависимости от средней заработной платы. Минимальная зарплата в СССР превышала уровень минимального потребительского бюджета (МПБ) в полтора раза. Так, в 1965 году минимальная зарплата была 60 руб. при МПБ 40 руб., средняя зарплата — 94 руб.; в 1975 году минимальная — 70 руб. при МПБ 50 руб., средняя — 148 руб.; в 1985 году средняя — 199 руб.

Размер назначаемой пенсии можно было рассчитать по последнему году работы либо за любые пять лет предыдущего стажа. Дополнительно существовали надбавки: за непрерывную работу на одном предприятии в течение 15 лет — 10%, за общий трудовой стаж 35 лет для мужчин и 30 для женщин — 10%, за непрерывную работу на одном месте в течение 25 лет при общем стаже 35 лет — 20%. Социальная пенсия (при отсутствии стажа) составляла 34 руб. Максимальная пенсия при условии высокой зарплаты и большого стажа достигала 132 руб. Существовали также персональные пенсии, академические надбавки и пенсии военнослужащих, рассчитываемые отдельно.

ТАКАЯ РАЗНАЯ ЕВРОПА

Условия получения пенсий для работающих пенсионеров в европейских странах очень разные — от самых вольготных до весьма затруднительных. В большинстве стран просто ограничивают слишком большие доходы, устанавливая определенный потолок зарплаты, и пенсионеру, получающему больше, могут сократить пенсию на 10 — 30%.

Нидерланды — единственное европейское государство, в котором, работая, получать пенсию невозможно. При этом исследовательский центр Mercer, ежегодно составляющий рейтинг пенсионных систем мира (Global Pension Index), в 2010 году отдал первое место Нидерландам. В этой стране за чертой бедности находится не больше 6% пенсионеров — один из самых низких показателей в Евросоюзе. Получают пенсионеры около 70% утерянной зарплаты.

В нескольких странах Европы есть ограничения на получение пенсии работающими пенсионерами. Так, в Испании граждане получают только 50% от положенной пенсии, и то если их годовая зарплата не превышает 12-кратной минимальной. В Хорватии пенсионеры могут получать пенсию, только если работают на половину ставки. Если хорватский пенсионер вышел на пенсию досрочно или получает ее по нетрудоспособности, работать ему нельзя, иначе лишится пенсии. В Италии работающий пенсионер получает лишь половину пенсии. В Дании социальную пенсию работающим пенсионерам выплачивают только частично и только с 60 — 65 лет. При этом рабочая нагрузка должна быть снижена. Кроме того, у датчан, которые зарабатывают больше 41 069 евро в год, сокращают базовую часть социальной пенсии на 30%. Ограничения не касаются дополнительной пенсии, размер которой в Дании зависит от того, живет ли пенсионер один или нет.

Самые благоприятные условия для работы после выхода на пенсию — в Австрии, Германии, Португалии, Ирландии, Великобритании, Норвегии, Швейцарии, Литве и Болгарии.

В Германии пенсионеры, которые подрабатывают, освобождаются от уплаты налогов и страховых взносов, если зарабатывают в год не больше 6300 евро. По данным Федерального статистического ведомства, в 2017 году в Германии работали 11% людей в возрасте от 65 до 74 лет. Наиболее популярным вариантом трудоустройства для немецких пенсионеров является так называемая работа за минимальную зарплату (450 евро в месяц) — именно из-за дополнительных налоговых льгот.

ЦЕНА ЭКОНОМИИ

Для России с 27 февраля 2020 года стали обязательными стандарты Конвенции № 102 Международной организации труда “О минимальных нормах социального обеспечения”. Самый известный из них — размер пенсии должен быть не меньше 40% от утраченной зарплаты. И если в СССР соотношение пенсии и зарплаты в среднем было на уровне 40 — 50%, то в 2019 году в России оно составило 30,7%. Так что отсутствие индексации работающим пенсионерам никак не способствует увеличению этого показателя. Ведь из больше чем 42 млн пенсионеров (данные 2019 года) примерно четверть продолжают работать.

Между тем, согласно официальной статистике Минтруда, все больше работающих пенсионеров уходят из правового поля, начиная трудиться нелегально. За несколько последних лет число официально работающих людей пенсионного возраста сократилось с 15,3 млн до 9,7 млн. Эксперты ФНПР считают, что люди в основном ушли в теневой сектор именно из-за отмены индексации пенсий.

По словам зампреда ФНПР Давида Кришталя, “уход пенсионеров в тень” выгоден всем, кроме государства. В результате федеральный бюджет в 2017 году недосчитался около 300 млрд рублей налоговых поступлений, а ПФР лишился больше 500 млрд рублей — при “экономии” около 88 млрд рублей, не выплаченных работающим пенсионерам. То есть приблизительные денежные потери этих граждан за четыре с лишним года моратория на индексацию составляют порядка 400 млрд рублей. Масштабы же трансфертов, которые придется выделять из федерального бюджета в ПФР для возобновления индексации пенсий работающим пенсионерам, экономисты оценивают в 200 млрд рублей в год.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector