Decorltd.ru

ООО «Декор»
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ответственность за угрозу жизни и здоровью, запугивание убийством

Ответственность за угрозу жизни и здоровью, запугивание убийством

Любая угроза – вне зависимости, от того, является ли человек, озвучивший ее, близким или посторонним, по сути есть психологическое насилие. Оно никогда не проходит бесследно: в детском возрасте ее последствия особенно плачевны, но и на взрослых давление такого характера оказывает негативное влияние.

Уголовным законодательством предусмотрена ответственность за угрозы в разных формах – в зависимости от обстоятельств, при которых она осуществляется или не осуществляется, в зависимости от цели высказываний. Рассмотрим варианты ответственности за угрозы различного характера.

Признаки преступления по статье 119 УК РФ

Как понять, что угроза убийством или причинения вреда здоровью реальна? Ведь именно этот признак позволит возбудить уголовное дело по статье 119 УК РФ при подаче заявления в полицию об угрозах.

Чтобы доказать реальность опасности и наличие оснований полагать, что угроза является осуществимой может потребоваться немало усилий, доказательной базы по таким преступлениям очень часто крайне мало, что снижает шансы привлечь злоумышленников к ответственности.

Например ситуация: муж и жена развелись и не могут поделить квартиру, муж, который состоит на учете в наркодиспансере и был ранее судим за убийство, угрожает бывшей жене убить её! Реальна ли угроза? Более чем, особенно, если есть очевидцы или видеозапись событий, когда бывший супруг с ножом или топором агрессивно себя вел и прилюдно озвучивал свои угрозы в адрес бывшей супруги.

А вот если представить ситуацию, когда один сосед угрожает убить другого, за то, что тот занял вечером его парковочное место во дворе и при этом ранее угрожающий ни разу не привлекался к уголовной ответственности и в полиции нет даже ни одной жалобы на его поведение? Является ли его угроза реальной? Или это пустые слова?

То что вам поступила угроза от того или иного лица не гарантирует возбуждение уголовного дела, полицейские могут усомниться в достаточности оснований для уголовного расследования, но значит ли это, что писать заявление об угрозах не надо?

○ Состав преступления.

В данной статье угроза определяется как психологическое насилие над личностью. У нее должны быть характерные черты: она должны быть конкретной и реальной.

Объектом преступления выступает психическое состояние лица, а субъектом – физическое лицо, обладающее характерными признаками: оно должно быть полностью дееспособным и старше 16 лет.

Ст. 119 УК РФ квалифицирует только угрозу жизни или причинения тяжкого вреда здоровью. Объективная сторона преступления заключается в том, что потерпевший получает информацию о намерении совершения указанных деяний по отношению к нему.

Угроза признается объективной, если преступник действительно собирался воплотить ее в жизнь либо он осуществил свои намерения в момент выражения своих намерений.

Субъективная сторона определяется наличием прямого умысла. Угроза должна быть направлена в адрес потерпевшего, даже если в разговоре участвуют третьи лица.

При этом, если преступник шутил и не имел намерения воплощать свои угрозы в жизнь, вина с него не снимается.

Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью, если имелись основания опасаться осуществления этой угрозы, наказывается обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.
(п.1 ст. 119 УК РФ).

Законопроект об ограничении изъятия детей из семьи: как он будет работать

В начале июля в Государственную Думу был внесен пакет поправок, которые призваны ограничить внесудебный порядок изъятия детей из семьи. Предлагаемые нормы направлены на обеспечение конституционных положений о защите семьи, создание условий для достойного воспитания детей в семье. Сейчас над законопроектом работает профильный Комитет по государственному строительству и законодательству, рассмотреть его предполагается в осеннюю сессию.

В адрес редакции официального сайта ГД и социальных сетей поступают многочисленные вопросы с просьбой разъяснить положения законопроекта. Вместе с пресс-службой профильного комитета отвечаем на наиболее частые из них.

Читать еще:  Агентский договор на оказание посреднических услуг по продаже товара

Угроза ребенку — что это значит и кто будет определять ее наличие?

Законопроект разработан в целях защиты семьи, создания условий для достойного воспитания детей в семье. Новые нормы направлены на ограничение внесудебного порядка отобрания детей из семьи.

Предлагается передать вопрос отобрания ребенка (при непосредственной угрозе его жизни или здоровью) из компетенции органов опеки и попечительства в компетенцию суда.

По поводу оснований для подачи заявления в суд об отобрании ребенка необходимо отметить следующее. Условия, в которых находится ребенок, должны свидетельствовать о явной угрозе его жизни и здоровью. То есть – о реальной возможности наступления негативных последствий в виде смерти, причинения серьезного вреда его физическому или психическому здоровью вследствие поведения родителей (одного из них) либо иных лиц, на попечении которых ребенок находится. Речь, в частности, идет об отсутствии ухода за ребенком, отвечающего его физиологическим потребностям в соответствии с возрастом и состоянием здоровья. Например, высокая степень физического истощения ребенка и непредоставление ему в течение длительного времени воды, питания, отсутствие ухода за грудным ребенком либо оставление его на длительное время одного, без присмотра. Реальная степень опасности для ребенка должна определяться в каждом конкретном случае с учетом возраста, состояния здоровья, а также иных обстоятельств его проживания.

Смотрите также

Отбирать детей из семьи во внесудебном порядке будет сложнее

Вячеслав Володин: наша задача — обеспечить благополучие детей и создать условия для их достойного воспитания в семье

По законопроекту орган опеки и попечительства или орган внутренних дел, получившие сообщение о нахождении ребенка в опасной ситуации, должны немедленно проверить эти обстоятельства. И, если по их мнению такая опасность действительно существует, то передать все необходимые доказательства в суд. Суд в заседании с участием прокурора, родителей ребенка, самого ребенка (при возможности для него принять участие), а также при необходимости – иных заинтересованных лиц (родственников, психологов и т. п.) решает вопрос о возможности или невозможности дальнейшего нахождения ребенка в данном месте. Здесь важен индивидуальный подход и оценка совокупности всех обстоятельств той или иной тяжелой ситуации.

Отметим, что сейчас вопрос об отобрании ребенка из семьи относится к компетенции органов опеки. Основанием для этого нередко является отсутствие нужных или наличие просроченных продуктов питания в холодильнике, нехватка игрушек у ребенка, отсутствие отдельной комнаты, громкий плач малыша, оставление малолетнего с бабушкой и дедушкой, наличие синяков на теле ребенка и т. п. Немало примеров того, когда малообеспеченные семьи обращались за денежной помощью в государственные и муниципальные органы, чем привлекали внимание органов опеки и попечительства, и становились жертвами применения статьи 77 Семейного кодекса, которая позволяет этим органам немедленно изъять ребенка из семьи. Решение принимается ими самостоятельно. А родственники потом могут оспаривать действия органов опеки в суде.

Кто и по каким признакам будет решать, что есть риск наступления смерти ребенка в течение нескольких часов?

Напомним, что основания часть норм законопроекта посвящена судебной процедуре отобрания ребенка. В основе этих норм заложена идея – спасти ребенка. Меры по немедленному внесудебному отобранию носят чрезвычайный характер. Их применение возможно только в исключительных случаях, не терпящих отлагательств.

Если смерть ребенка может наступить в течение нескольких часов, орган опеки и попечительства с участием прокурора и органа внутренних дел может произвести отобрание. То есть процедура будет коллегиальной — помимо органа опеки будет присутствовать и прокурор, и представитель органа внутренних дел.

В настоящее время вопросы немедленного отобрания ребенка решаются индивидуально органом опеки. Прокурор при этом лишь уведомляется об отобрании. Он не присутствует на месте и не может непосредственно оценить ситуацию, в которой находится ребенок. К сожалению, при такой процедуре случается, что изъятие ребенка не имеет под собой оснований реальной угрозы его жизни или здоровью, или более того, связаны с нежеланием оказать социальную поддержку многодетным семьям, семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий или оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации.

Читать еще:  Если я воспользовалась налоговым имущественным вычетом

Риск смерти в течение нескольких часов — это сколько? Если есть риск смерти в течение нескольких дней — от недоедания, например — это подпадает под «несколько часов»?

Законопроектом предполагается оперативная оценка ситуации, которая сложилась в каждой конкретной семье. Здесь важен индивидуальный подход и изучение совокупности всех обстоятельств той или иной тяжелой ситуации. Например, серьезное физическое истощение малолетнего ребенка в течение длительного времени находящегося без присмотра. Конечно, сам по себе факт отсутствия продуктов в холодильнике не может быть таким обстоятельством, он должен быть оценен в совокупности с другими фактами.

Как родителям успеть подготовиться к суду, если его проводят в течение 24 часов? Как успеть найти подходящего адвоката за это время?

Прежде всего, надо понимать, что речь идет о жизни ребенка. Степень социальной опасности ситуации высока. Поэтому предлагаются такие сроки.

Заявление об отобрании ребенка рассматривается в судебном заседании с обязательным участием представителя органа опеки и попечительства, прокурора, родителей, других заинтересованных лиц (психолога, педагога и др.) и самого ребенка.

При этом в суде будет решен вопрос не об ограничении родительских прав и всеми вытекающими из этого последствиями, а только вопрос факта – может ли ребенок в сложившейся ситуации безопасно находиться дома. Лишение или ограничение родительских прав – это другой вопрос, который будет рассматриваться в отдельном процессе. На это обращается особое внимание.

Родители вправе нанять адвоката. В этом им может быть оказана необходимая помощь. Надо обратить внимание, что по действующей процедуре наличие адвоката не предполагается в принципе – немедленное отобрание происходит вообще без санкции суда.

К примеру, сокращенные сроки процессуальных действий также предусмотрены в уголовном процессе — в отношении подозреваемого, задержанного при наличии явных следов совершения преступления.

Почему суд закрытый?

Разбирательство в закрытом судебном заседании должно обеспечивать неприкосновенность частной жизни граждан. Например, сейчас по ГПК РФ всегда в закрытых процессах рассматриваются дела, связанные с усыновлением (удочерением) ребенка.

Если бы заседание было публичным, то в зале могли бы присутствовать посторонние лица, т. е. публика или СМИ. А это может негативно сказаться на состоянии ребенка, особенно если его психика и так была травмирована опасной ситуацией. Кроме того, это может повлечь разглашение информации о частной жизни.

Как можно будет оспорить решение суда?

Решения могут быть обжалованы в общем порядке – то есть в апелляции, кассации, и в порядке надзора. Так, например, в соответствии со ст. 320.1 ГПК РФ решение районного суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа. Жалоба подается в течение месяца со дня принятия решения судом первой инстанции.

Поскольку судебное разбирательство будет проходить с участием прокурора, он также сможет оспорить решение суда, если посчитает, что интересы ребенка не соблюдены. Таким образом, вариантов защиты в соответствии с законопроектом становится больше, а не меньше.

Правда ли, что законопроект сделает возможным срочное изъятие детей из семьи по любым причинам?

Нет, наоборот, законопроект предусматривает существенное ограничение возможных злоупотреблений со стороны органов опеки и попечительства в вопросах изъятия детей из семьи, которые в настоящее время, к сожалению, нередки. В суде должны быть представлены и исследованы все доказательства и обоснования того, что действительно существует непосредственная угроза жизни ребенка или его здоровью.

Сейчас же решения об изъятии принимаются органами опеки и попечительства самостоятельно, по их усмотрению, без учета мнения родителей, прокурора, органа внутренних дел, психолога, иных заинтересованных лиц.

Если заглянуть в отечественную историю, в семейном законодательстве СССР (Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье 1968 года, Кодекс о браке и семье РСФСР 1969 года) была установлена именно судебная процедура отобрания детей, независимо от лишения родительских прав – в случае, если ребенок находился в опасности. А в исключительных случаях — при непосредственной угрозе жизни и здоровью ребенка — орган опеки и попечительства мог самостоятельно принять решение о немедленном отобрании ребенка, лишь уведомив прокурора, и обратившись впоследствии в недельный срок с иском в суд о лишении родительских прав.

Читать еще:  Изъять паспорт гражданина рф по не признание

Похожую процедуру предлагается закрепить сейчас, но еще больше ограничив усмотрение опеки. Указывается, что немедленное отобрание ребенка органами опеки может производиться только при участии прокурора и органа внутренних дел — при наличии оснований полагать, что смерть ребенка может наступить в течение нескольких часов. То есть когда промедление может привести к неминуемой гибели ребенка.

Как будут наказывать чиновников из органов опеки, превышающих свои полномочия?

Предлагаемые нормы уменьшают возможные «превышения» и злоупотребления полномочиями. Нормы направлены на защиту прав ребенка. Если все‑таки чиновники нарушают закон, то на них распространяются все общие меры ответственности, предусмотренные законодательством. Они должны будут возместить вред, причиненный незаконными действиями, т. е. к ним будут применены меры гражданско-правовой ответственности. Также дисциплинарная ответственность – вплоть до увольнения. Возможна и уголовная ответственность – за халатность в соответствии со ст. 293 УК РФ. Если же в результате незаконных действий органов опеки ребенок погибнет, то наказание — лишение свободы до пяти лет.

Как подать в полицию заявление об угрозах?

В соответствии с действующим законодательством подать заявление об угрозах можно в любом территориальном органе МВД на территории Российской Федерации. Выбрать необходимое подразделение можно на официальном сайте Министерства внутренних дел.

Правила регистрации заявлений о преступлениях в органах внутренних дел:

  • Дежурная часть любого отдела полиции обязана круглосуточно осуществлять приём заявлений граждан о преступлениях;
  • Сотрудники полиции не вправе отказывать гражданам в приеме заявлений;
  • Каждое заявление о преступлении должно быть зарегистрировано в КУСП (Книга учета сообщений о преступлениях);
  • После регистрации заявления оперативный дежурный должен оформить талон-уведомление и выдать его заявителю (обязательно сохраните этот документ);
  • Далее должна быть проведена проверка заявления, по результатам которой будет принято решение о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовного дела;
  • Срок проведения такой проверки не должен превышать 3 суток;
  • Заявитель должен быть обязательно проинформирован о результатах проверки;
  • При необходимости потерпевший может обжаловать решение, принятое по его заявлению (такая жалоба может быть подана в прокуратуру или суд.

Обратите внимание! Заявление в полицию может быть подано не только лично, но и по телефону: по номеру 02 (со стационарных телефонов) или 102 (с мобильных телефонов).

При подаче заявления в отделении полиции вам обязаны выдать талон-уведомление, где должно быть указано: от кого принято заявление, когда и под каким номером оно зарегистрировано, ФИО дежурного.

После поступления заявления должно быть принято одно из следующих решений:

  • уголовное дело возбуждено;
  • в возбуждении уголовного дела отказано;
  • заявление может быть передано для рассмотрения в суд;
  • дело об административном правонарушении возбуждено;
  • в возбуждении дела об административном правонарушении отказано.

Вас должны известить о принятом решении после проверки вашего обращения. Проверку должны провести в течение 3 дней. Этот срок может быть продлен до 10 дней, а в исключительных случаях – до месяца.

Если вы стали свидетелем преступления об угрозе жизни и здоровья

Хорошо, если вам ничто не угрожает и хорошо, если все, что написано выше вам никогда не понадобится. Но что, если вы стали свидетелем готовящегося преступления, которое может угрожать чужой жизни и здоровью?

Допустим вам случайно стали известны подробности готовящегося террористического акта, угрозе избиения или убийства. Нельзя не обращать внимание на подобные правонарушения, которые могут стоить кому-то жизни или здоровья.

Такие заявления можно подавать анонимно, необязательно их писать самостоятельно – достаточно будет вашего свободного, но обстоятельного рассказа. Помните, что от вашего заявления может зависеть чья-то жизнь, возможно и не одна. Такие заявления принимаются и полицией, и прокуратурой.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector