Decorltd.ru

ООО «Декор»
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Административный регламент ГИБДД на 2020 год

Административный регламент ГИБДД на 2020 год

20 октября 2017 года вступил в законную силу новый административный регламент, которым закреплен порядок действий сотрудников ГИБДД при осуществлении функции надзора за соблюдением требований законодательства в области безопасности дорожного движения.

Документ пришел на смену старому регламенту, утвержденному приказом МВД РФ от 02.03.2009 № 185. Разберем основные изменения.

Новый регламент ГИБДД: что изменилось

Фото: Геннадий Михеев / «Парламентская газета»

С 20 октября вступил в силу новый административный регламент ГИБДД. Инспекторам, в частности, теперь запрещено устраивать «засады» и изымать права водителей на месте. Однако останавливать транспортные средства можно будет везде и без причины. Содержание новых правил, контролирующих взаимодействие автовладельцев и сотрудников Госавтоинспекции специально для «Парламентской газеты» разъяснил первый замглавы Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству, председатель межрегиональной общественной организации автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков.

Остановка по требованию

Согласно ведомственному приказу МВД №664, инспекторы ГИБДД вновь наделяются правом останавливать автомобилистов для проверки документов в любом месте дороги, а не только на стационарных постах. Кроме того, в соответствии с новыми нормами водителей теперь можно остановить для проверки без видимых причин. Ранее останавливать автомобиль можно было только в трёх случаях — на стационарных постах для проверки документов или досмотра, за конкретные нарушения правил дорожного движения и при проведении специальных мероприятий.

«В нынешнем варианте ведомственного регламента можно без причины остановить любой автомобиль и в профилактических целях проверить его», — рассказал Вячеслав Лысаков. По мнению депутата, эта мера вполне оправданна хотя бы потому, что в автомобиле может находиться угонщик либо человек, находящийся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

Вести видеосъёмку можно, но осторожно

Новые правила определяют и порядок общения инспекторов с водителями. Так, инспекторам прямо запрещается допускать в отношении водителей грубости и дискриминационные высказывания по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных взглядов. Сотрудники ГИБДД не смогут делать предвзятые замечания, допускать оскорбительные выражения или реплики, а также действия, «провоцирующие противоправное поведение».

Регламент также обязывает инспекторов ГИБДД сопровождать водителей обратно к автомобилю после проверки на опьянение с помощью алкотестера в случаях, когда тест проводится на постах ДПС, к которому водителя отвозят с места остановки машины. В устаревшем приказе содержалась лишь норма о том, что инспекторы обязаны возвращать водителей к машине после медицинского освидетельствования в больнице в случаях, если опьянение не было обнаружено.

Согласно одному из положений приказа, с 20 октября водители будут обязаны передавать документы инспектору без «удерживающих устройств» — цепочек и брелоков, с помощью которых некоторые водители пытаются не позволить инспектору унести права в машину ДПС. Также в отличие от устаревшего приказа №185 из нового регламента пропала норма, запрещающая сотрудникам ГИБДД препятствовать автомобилисту вести видеосъёмку.

«Конституция, Гражданский кодекс и Закон «О полиции» разрешают водителю фиксировать события, которые с ним происходят, включая диалог с полицейским, — пояснил Лысаков. — Другое дело, что не всё можно выкладывать в публичное пространство». По его словам, водители по-прежнему могут вести видеозапись разговора с гаишником с целью впоследствии обжаловать действия должностного лица. Но поскольку регламент является внутренним служебным документом, то пункт, регламентирующий действия граждан, там неуместен, из-за чего его оттуда убрали.

Правда, обратил внимание депутат, здесь возникают риски, что некоторые инспекторы начнут своеобразно понимать исчезновение этого пункта и будут оказывать давление на водителей с целью запретить приводящуюся видеосъёмку. В то же время, отметил Лысаков, руководство ГИБДД недавно разъясняло свою позицию по этому вопросу и отрапортовало, что все положения регламента будут донесены до низовых звеньев Госавтоинспекции, так что никаких проблем у водителей не возникнет.

Без государственного участия

Важная составляющая нового регламента ГИБДД — то, что инспекторы дорожно-постовой службы больше не будут выдавать справки о ДТП. В среде автомобилистов такая новость первоначально вызвала опасения, что в связи с этим могут возникнуть сложности при оформлении страховых случаев при авариях для последующих выплат. Однако позднее в ГИБДД разъяснили, что в выдаче подобных справок нет необходимости, поскольку после аварии водителю вручают копию протокола о ДТП либо копию постановления по делу об административном правонарушении и в этих документах есть вся необходимая информация для страховых компаний.

«Момент, который может создать путаницу в отношениях между гражданами, государством и страховыми компаниями, — это то, что полиция отказалась от выдачи специальных справок дорожно-постовой службы. Но это совершенно правильное решение, — убеждён Вячеслав Лысаков. — Потому что если в аварии пострадали люди, то государству необходимо участвовать и формализовать весь этот процесс в виде уголовного либо административного производства. А если пострадало только «железо», то в соответствии с нормами европротокола ДТП можно оформить самостоятельно — зафиксировать ситуацию с помощью фото- и видеосъёмки и убрать машину с дороги, не создавая пробок».

Кроме того, по мнению депутата, необходимо директивно запретить выезд дорожно-постовой службы на незначительные ДТП, потому что мелкая авария — это проблема двух человек, которые в ней участвовали, и страховых компаний. «Это гражданско-правовые отношения. И вмешиваться в них государству нет никакой нужды, — считает замглавы думского комитета. — Поэтому справки не должны в Госавтоинспекции выдавать. Она может выдать протокол, копию протокола или постановления, в котором все необходимые для страховщиков вещи указаны».

Читать еще:  Возврат долгов по исполнительным листам

Камеры в неположенном месте

Новые правила коснутся и установки автоматических камер слежения. Раньше применять средства автоматической фиксации нельзя было в местах, где действуют временные дорожные знаки. Отныне такие устройства будут размещаться во время проведения ремонтных работ в зонах действия ограничивающих скорость временных знаков жёлтого цвета, но только до окончания ремонтных работ. К принятию такой меры ГИБДД подвиг рост количества ДТП в зонах сужения проезжих частей в связи с ремонтом дорожного покрытия и реконструкции дорожных сетей.

Парламентарий с сожалением отметил, что временные знаки, которые остаются на своих местах после окончания ремонта, иногда являются источником «нетрудовых доходов» некоторых инспекторов ДПС. Для того чтобы бороться с подобными злоупотреблениями, депутат предложил усилить общественный контроль и контроль со стороны должностных лиц.

По техническим причинам

Часть изменений в регламенте носит технический характер и приводит правила в соответствие с действующими федеральными законами. Например, из регламента ГИБДД пропала возможность изъятия водительских прав и снятия номеров. Также водители получили возможность предъявлять по требованию инспектора не только бумажный полис ОСАГО, но и распечатку электронного полиса.

«Каких-то сенсационных изменений здесь нет, — подчеркнул Вячеслав Лысаков. — Но поскольку текст не менялся в течение восьми лет, то естественно, что некоторые положения документа не соответствуют изменениям в законодательстве, принятом за этот отрезок времени. Такие изменения произошли в Законе «О безопасности дорожного движения», в Кодексе об административных правонарушениях и в Правилах дорожного движения. Так что документ просто приведён в соответствие с действующим федеральным законодательством и другими нормативно-правовыми актами».

Нормы поведения сотрудников ГИБДД

Многие автомобилисты не обладают свободным временем для того, чтобы читать обновленный приказ 185 МВД РФ, поэтому освятим наиболее важные моменты данного документа, которые могут быть значимыми для них. Так, зачастую автомобилистов интересуют нормы поведения сотрудников автоинспекции и то, как они вести себя. Правила и нормы поведения работников ГИБДД являются следующими:

  • При общении с водителем, какое бы он не совершил правонарушение, сотрудник ГИБДД должен быть вежливым и тактичным. Полностью исключается субъективное оценивание происшествия;
  • Обращаться к автомобилисту автоинспектор должен только на «Вы», не зависимо от его возраста и статуса;
  • Требования к водителю, предъявляемые на законных основаниях, необходимо излагать в доступной и понятной форме;
  • В любой ситуации инспектор должен оставаться спокойным и не использовать ненормативную лексику при общении;
  • Обращаясь к собственнику ТС, сотрудник ГИБДД должен представиться (назвать ФИО и должность) и обязательно озвучить причину остановки;
  • Предъявление удостоверения должно осуществляться по дополнительному требованию автомобилиста;
  • Если в любой ситуации водитель потребует более подробных разъяснений о своих дальнейших действиях (оплата штрафа, возврат транспортного средства со штрафной стоянки и т.д.), инспектор должен разъяснить ему, как правильно поступить;
  • При озвучивании нарушения, которое совершил автомобилист, инспектор должен ссылаться на конкретные статьи правил дорожного движения или Кодекса об административных правонарушениях;
  • Если водитель выражает несогласие со штрафом или прочими действиями, которые инспектор выполнил по отношению к нему, сотрудник ГИБДД должен рассказать, каким образом можно обжаловать его действия;
  • Если работнику автоинспекции для проверки были переданы документы для проверки, в которых имеются деньги или любые бумаги, представляющие ценность, то он обязан вернуть их и потребовать полного их изъятия собственником и только после этого приступить к дальнейшей проверке.

Оценка пункта 106

Как уже было сказано, пункт 106 регламента ГИБДД 664 комментарии от специалистов получил различные. Он тесно связан с пунктом 84 «Остановка транспортных средств», что вполне логично. Так, в п. 84 в качестве одного из оснований остановки ТС указана проверка документов, в то же время, в самом пункте 106 ссылка на 84 пункт отсутствует.

Ранее в соответствии с регламентом, утвержденным приказом МВД РФ №185, проверка документов допускалась только на стационарном посту ДПС. Остановка в указанных целях вне постов допускалась только при наличии значительных оснований: данных о совершенных правонарушениях, при проведении специальных мероприятий. Теперь термин «стационарный пост» вообще удален из соответствующих пунктов регламента.

Таким образом, допускается остановка автомобиля и проверка документов без каких-либо существенных причини, а в качестве профилактики правонарушения или нарушения требований, обеспечивающих безопасность на дороге. Некоторые чиновники и общественные деятели выразили полную удовлетворенность пунктом в такой редакции.

Например, депутат Госдумы РФ и председатель межрегиональной общественной организации автолюбителей «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков рассказал, данная мера является оправданной и позволяет инспекторам предупреждать правонарушения, например, своевременно предпринимать действия по выявлению за рулем автомобилей водителей, находящихся в состоянии алкогольного опьянения.

Обзор главных изменений в Приказе и регламенте

Итак, давайте по порядку рассмотрим все особенно интересные для водителей обновления в этом нормативно-правовом акте. Изменения коснулись, в основном оснований для остановки автомобиля и проверки документов водителя и пассажиров, в том числе убран пункт о стационарных постах, сверки номеров кузова и агрегатов в машине, проверки госномеров и технического состояния транспортного средства, а также порядка обжалований штрафов и других постановлений ГИБДД.

Читать еще:  В течении какого времени продавец должен сделать возврат за непонравившийся товар

Причины остановки машины и проверки документов

Самое интересующее большинство автовладельцев изменение в регламенте, введённое новым Приказом, коснулось причин остановки и проверки документов водителя. Изменилось следующее: если раньше были прописаны только основания для остановки, то по новому закону прописаны как основания для остановки, так и причины для проверки документов. Также убрана беспричинная проверка документов на стационарных постах как основание. То есть теперь в любом случае причина для проверки должна быть.

При этом, причиной остановки теперь может быть непосредственно проверка документов без каких-либо дополнительных требований и условий для инспектора ДПС. А вот проверка документов уже должна осуществляться по определённым основаниям.

84. Основаниями для предъявления сотрудником требования об остановке водителем транспортного средства являются:
84.1. Установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения.
84.2. Наличие данных (ориентировки, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, преступления или административного правонарушения.
84.3. Наличие данных (ориентировки, сведения оперативно-справочных и розыскных учетов органов внутренних дел, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании транспортного средства в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске.
84.4. Необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются.
84.5. Необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого.
84.6. Необходимость использования транспортного средства.
85.7. Необходимость временного ограничения или запрещения движения транспортных средств.
84.8. Необходимость обеспечения безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения.
84.9. Оказание содействия в беспрепятственном проезде к месту происшествия автомобилей скорой медицинской помощи, а также транспортных средств оперативных и иных аварийно-спасательных служб, задействованных в ликвидации чрезвычайных происшествий.
84.10. Необходимость привлечения водителя и (или) пассажиров для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции.
84.11. Проведение на основании распорядительных актов руководителей территориальных органов МВД России на региональном (районном) уровне, руководителей подразделений Госавтоинспекции территориальных органов МВД России на региональном (районном) уровне мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства.
84.12. Угроза безопасности дорожного движения, создаваемая неисправностью или неправильной установкой технических средств
организации дорожного движения, нарушением правил производства ремонтных работ на дороге, стихийным бедствием, производственной (техногенной) аварией, пожаром и другими чрезвычайными обстоятельствами, утечкой опасных веществ.
84.13. Проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз.
84.14. Проверка документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом.

106. Основаниями для проверки документов, необходимых для участия в дорожном движении, являются:
выявление признаков нарушения правил дорожного движения;
наличие ориентировок либо иных данных, свидетельствующих о причастности водителя и (или) транспортного средства к совершению ДТП, преступления или административного правонарушения, об использовании транспортного средства в противоправных целях, а также дающих основания полагать, что транспортное средство находится в розыске;
проведение мероприятий по предупреждению ДТП и снижению тяжести их последствий;
остановка транспортного средства по основаниям, предусмотренным подпунктами 84.1 — 84.3, 84.11 пункта 84 Административного регламента.

«Железный аргумент» вне закона

В новом регламенте теперь прямо прописано о том, что передавать документы сотруднику для проверки в удерживающих устройствах или предметах запрещено. Ранее такой нормы не было.

Документы, передаваемые участниками дорожного движения для проверки, принимаются сотрудниками без обложек и без удерживающих устройств.

Инспекторам на дежурстве можно прятаться

Ранее была обязанность обеспечить видимость патрульного автомобиля сотрудников ГИБДД при обеспечении исполнительных функций безопасности дорожного движения. Теперь же по новому Приказу в ряде случаев можно прятать патрульную машину.

БылоСтало
43. При контроле за дорожным движением с использованием патрульного автомобиля, имеющего специальную цветографическую схему, его размещение в стационарном положении должно осуществляться таким образом, чтобы он был отчетливо виден участникам дорожного движения и имелась возможность для своевременного пресечения правонарушения.63. В целях обеспечения надзора за дорожным движением на аварийноопасных участках дороги, а также в случаях осуществления надзора за дорожным движением с использованием средств фото-, видеофиксации нарушений правил дорожного движения патрульный автомобиль может размещаться в местах с видимостью, ограниченной естественными переломами рельефа местности, поворотами дороги, а также элементами обустройства улично-дорожной сети.

Камеры автофиксации официально разрешили доверять организациям

Уже давно камеры автоматической фиксации нарушений контролируются, обслуживаются и даже принадлежат организациям, не имеющим прямого отношения к Государственной инспекции. Теперь данное положение дел официально закрепили в пункте 76 Административного регламента.

БылоСтало
76. При надзоре за дорожным движением допускается использование специальных технических средств, принадлежащих государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организациям, а также использование иных технических средств фото-, звуко- и видеозаписи.

За отказ предоставить инспектору свой автомобиль могут посадить

Очень странное нововведение произошло в пункте 90 регламента, введённого Приказом № 664. Почему там прописали, что за отказ от предоставления сотруднику ГИБДД личного авто водителю может грозить наказание по части 1 статьи 19.3 КоАП, предусматривающего от штрафа 500 рублей до административного ареста до 15 суток.

Это определённо незаконная норма, потому как Административный кодекс содержит специальную норму наказания за отказ от предоставления по требованию инспектора машины — статья 12.25, часть 1:

1. Невыполнение требования о предоставлении транспортного средства сотрудникам полиции или иным лицам, которым в случаях, предусмотренных законодательством, предоставлено право использовать транспортные средства, влечёт наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

В случае привлечения водителя за отказ посадить за руль сотрудника полиции по 19.3, такое постановление легко обжалуется, но уже, возможно, после фактической «отсидки».

Прописан порядок просьбы водителя выйти из машины

Требование выйти из автомобиля в большинстве случаев незаконно. В новом регламенте прописали основания для предложения инспектора выйти из машины водителю. Заметьте, слово «предложить» означает именно просьбу, а не требование.

А вот обязанность водителя выйти из авто остаётся при проведении досмотра и при отстранении от управления автомобилем.

БылоСтало
93. Сотрудник вправе предложить участнику дорожного движения:
93.1. Выйти из транспортного средства в случаях:
наличия у водителя признаков опьянения и (или) болезненного состояния;
для проведения личного досмотра, осмотра или досмотра транспортного средства и груза;
для проведения в присутствии водителя (владельца транспортного средства) сверки номеров агрегатов и узлов транспортного средства с записями в регистрационных документах;
когда требуется его участие в осуществлении процессуальных действий, а также оказании помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции;
необходимости устранения технической неисправности транспортного средства или нарушений правил перевозки грузов;
когда его поведение создает угрозу личной безопасности сотрудника.

Запрещено принудительно останавливать мотоциклы и мопеды

Принудительная остановка при погоне или в других случаях невыполнения водителем требования об остановке включает в себя использование других автомобилей, специальные средства для остановки (шипы, «ежи» и так далее).

Принудительно останавливать запрещено мотоциклы и мопеды.

Не допускается принудительная остановка с использованием и в отношении:
.
мотоциклов и мопедов.

Досмотр можно осуществлять без понятых

До отмены Приказа № 185 и введения нового было противоречие между Административным регламентом и Административным кодексом. Кодекс позволял заменить двоих понятых видеозаписью, а регламент всё ещё предусматривал обязательное наличие первых. Новая редакция Приказа с регламентом изменила это.

БылоСтало
156. Досмотр транспортного средства осуществляется в присутствии двух понятых.203. Досмотр транспортного средства осуществляется в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи.

Водителя нужно вернуть к автомобилю после освидетельствования

Если водителя доставляют в целях освидетельствования на состояние алкогольного опьянения на ближайший пост ДПС или в другие места, то обязаны препроводить его обратно к автомобилю. Правда, почему-то такую же обязанность не прописали, когда водителя увозят на медицинское освидетельствование.

БылоСтало
131. Освидетельствование лица на состояние алкогольного опьянения осуществляется непосредственно на месте его отстранения от управления транспортным средством либо, в случае отсутствия в распоряжении сотрудника указанного специального технического средства, на ближайшем посту ДПС, в ином помещении органа внутренних дел, где такое специальное техническое средство имеется233. В случае, если освидетельствование на состояние опьянения осуществляется на ближайшем стационарном посту, в ином помещении органа внутренних дел, при отрицательном результате освидетельствования на состояние опьянения и отсутствии оснований для направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения лицо препровождается к месту отстранения от управления транспортным средством либо к месту нахождения его транспортного средства.

Пожалуй, это все самые главные изменения Приказа и его регламента.

Административный регламент ГИБДД — негативные стороны для водителя

При необходимости, сотрудник имеет полной право отправить водителя на освидетельствование на предмет наличия в организме алкоголя или наркотических средств. К тому же, если сотрудник заметил какие-либо неисправности у транспортного средства, он может составить протокол.

Наличие специальной техники у сотрудников, позволяет следить за дорожным движением с различных точек, которые, зачастую, скрыты от глаз водителя. Работники ГИБДД также могут вести видеосъемку, в случае неадекватного поведения водителя и пассажиров.

Вообще, Приказ 185 МВД РФ регламент ГИБДД существенно облегчил жизнь и сотрудникам ГИБДД, и участникам дорожного движения. Это объясняется тем, что теперь стал доступным единый регламент, на который можно ссылаться, в случае возникновения конфликтных ситуаций.

Видео: Изменения в новом регламенте МВД, приказ 664 ГИБДД от 20 октября 2017 года

Что делать в случае спора с инспектором?

При возникновении конфликтных ситуаций, претензий или по требованию участников дорожного движения сотрудник ГИБДД должен разъяснить порядок обжалования своих действий, а также суть правонарушения, допущенного гражданином. При необходимости о инспектор докладывает о ситуации по месту прохождения службы для решения вопроса о выезде ответственных должностных лиц (п. 51 Административного регламента). По требованию водителя инспектор должен сообщить местонахождение и телефон дежурного отделения по месту службы (п.52). В случае неповиновения инспектору водителя могут привлечь к ответственности по ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector