Decorltd.ru

ООО «Декор»
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

В; каких случаях можно поменять цену состоявшейся закупки по; 44‑ФЗ

В каких случаях можно поменять цену состоявшейся закупки по 44‑ФЗ?

Цену состоявшейся закупки менять нельзя — это одна из аксиом 44-ФЗ. Но все же есть ситуации, когда контракт подписывают не по той цене, которую предложил победитель, или цену меняют во время исполнения контракта. Посмотрим, когда это возможно.

При заключении контракта

Заказчик хочет закупить больше товара на сумму экономии

Если заказчик провел конкурс или аукцион на покупку товара и сэкономил, то по ч.18 ст.34 44-ФЗ он имеет право увеличить объем поставки на сумму экономии, соблюдая эти условия:

  1. Заказчик увеличивает только объем товара (не услуги и работы)
  2. Итоговая цена закупки должна остаться в рамках НМЦ.
  3. Эта возможность должна быть заранее прописана в документах закупки.
  4. Цену за единицу товара рассчитывают, разделив итоговую цену контракта на количество изначально купленного товара.

Если эти условия соблюдены, заказчик отправляет победителю аукциона официальное письмо с просьбой увеличить объем поставляемого товара, не выходя за рамки НМЦ.

Победитель может согласиться или отказаться увеличивать объем поставляемого товара:

  • Если он отказывается, контракт заключают на условиях, определенных результатами торгов и документацией.
  • Если соглашается, стороны подписывают контракт на новых условиях без допсоглашения. Заказчик публикует в ЕИС контракт, приложив документы, подтверждающие согласование новой цены с победителем.

В этой закупке можно посмотреть, что победитель снизил цену закупки почти на 60% процентов, и в итоге заказчик купил на сумму экономии тринадцать сплит-систем одного из видов вместо запланированных четырех.

Еще раз об НДС

Может ли заказчик снизить цену контракта на сумму НДС, если в закупке победил поставщик на упрощенке? Однозначного правила, которого должен придерживаться заказчик, нет. Подписание контракта часто заканчивается спором, который ФАС в разных регионах может решить и в пользу заказчика, и в пользу победителя на УСН.

Министерство финансов, которое регулирует рынок госзакупок, выпустило 2 ноября 2017 письмо № 03-07-11-72354, где сказано: “Корректировка заказчиком цены контракта, предложенной юридическим лицом, применяющим упрощенную систему налогообложения, при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, а также при заключении государственного или муниципального контракта с таким участником закупки не допускается”.

Позиция Верховного суда

Если заказчик указал цену с НДС, контракт нужно заключить на этом условии. При этом победитель сохраняет право получить полную сумму и не обязан платить НДС. Главное в такой ситуации — не выставлять заказчику счет-фактуру с НДС. Заказчик не может отказаться оплачивать контракт, если не получит такой документ. Минфин отмечал, что платить налог не нужно, даже если заказчик выделит НДС в платежном поручении. Документ: Определение ВС РФ от 23.09.2019 N 306-ЭС19-15999.

Оптимально, когда заказчик заранее в документах закупки прописывает условия, на которых будет заключать контракт с победителем, применяющим УСН. Если такого условия нет, рекомендуем уточнить это в запросе на разъяснения.

После заключения контракта

Заказчик увеличивает или уменьшает количество товара

Такое право предусмотрено 1 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ. Правила изменения цены мы оформили в таблицу:

Уменьшить на 10%Увеличить на 10%
Возможно в закупках у единственного поставщика и во всех конкурентных закупках, кроме запрос котировок
Заказчик предусматривает возможность в документации о закупке, а при закупке у единственного поставщика — в контракте с ним
Только на этапе исполнения контракта по соглашению сторон
Если НМЦ закупки неделима, то изменить можно только все позиции закупки: например, 100 ластиков и 100 карандашей — 170 рублей. Если цена у каждой позиции рассчитана отдельно, то можно изменить объем отдельных позиций, например: 100 карандашей — 130 рублей, 100 ластиков — 40 рублей.
Заказчик обязательно пропорционально снижает ценуСтороны могут увеличить цену, о чем договариваются дополнительно. Цену единицы товара рассчитывают делением цены всего контракта или отдельной позиции на количество товара

Например, в закупке лечебной грязи видно, что заказчик изменил объем и цену товара на 10%. В карточке контракта есть соглашение об этом с победителем.

Заказчику урезали бюджет

Это условие распространяется только на казенные учреждения. Например, объявляя закупку, заказчик ориентировался на утвержденный бюджет, но на практике ему перечислили меньше денег. В этом случае он согласует с исполнителем уменьшение цены контракта или количества товара (постановление правительства № 1090 от 28.11.2013):

  • Если поставщик согласен, то снижает цену контракта до суммы доведенных на закупку денег.
  • Если поставщик не согласен снижать цену, то заказчик уменьшает количество товара или объем работ, чтобы уложиться в имеющуюся сумму.

Изменение долгосрочных контрактов

Если исполнение контракта невозможно по независящим от сторон обстоятельствам, их условия можно менять. Эти виды контрактов перечислены в постановлении правительства № 1186:

  • федеральные контракты от 10 млрд рублей (кроме клинических исследований лекарственных препаратов),
  • региональные контракты 1 млрд рублей,
  • муниципальные контракты 500 млн рублей,
  • федеральные контракты на 40 млн рублей на выполнение клинических исследований лекарственных препаратов.

В крупных закупках на строительство

Читать еще:  Договор купли продажи квартиры росреестр образец

Можно увеличить цену контракта до 30%. Это возможно при таких условиях:

  1. Срок исполнения контракта > 1 года.
  2. Цена равна или превышает предельный размер, установленный Правительством РФ.
  3. Возникли независящие от сторон обстоятельства, из-за которых его невозможно исполнить.
  4. Получено письменное обоснование изменения цены от Правительства РФ, высшего исполнительного органа госвласти субъекта РФ или местной администрации.
  5. Срок исполнения контракта не изменится (в него не закладывается время на получение положительного заключения экспертизы проектной документации).

Изменились тарифы

Если изменились цены на товары, работы, услуги в соответствии с законодательством России. По этому основанию, например, могут изменить цену контракта у единственного поставщика на коммунальные услуги или обслуживание многоквартирного дома (пп. 8 и 22 части 1 статьи 93 44-ФЗ).

Лечение за рубежом

Можно поменять цену контракта на лечение граждан РФ в иностранной организации, если по каким-то причинам меняется объем услуг или их стоимость.

Ответим на вопросы

Эксперты ответят на ваши вопросы по теме статьи в первые сутки после публикации. Потом отвечают только участники закупок, а вопрос экспертам можно задать в специальной рубрике .

Каким требованиям нужно соответствовать до подачи заявки, чтобы потом не привлекли к ответственности?

Существуют стандартные требования, которые предъявляются ко всем участникам конкурса. Они перечислены в ст. 31 Закона № 44-ФЗ 1 .

Дополнительные требования заказчик может предъявить к участникам, если это:

  • конкурс с ограниченным участием, где участники проходят предквалификационный отбор;
  • двухэтапный конкурс;
  • закрытый конкурс с ограниченным участием;
  • закрытый двухэтапный конкурс, когда заказчик направляет информацию ограниченному кругу лиц, а победителем признает участника, который предложил лучшие условия по результатам второго этапа;
  • закрытый аукцион, когда заказчик направляет информацию ограниченному кругу лиц, а победителем признает участника, который предложил наиболее низкую цену.

К дополнительным относят требования:

  • к финансовым ресурсам, оборудованию и другим материальным ресурсам участника;
  • к специалистам, которые должны выполнять работу или быть сотрудниками участника;
  • к опыту выполнения аналогичных работ;
  • к деловой репутации.

Обычно стандартные условия участники соблюдают в полном объеме, а вот с дополнительными лишь ознакомляются для того, чтобы победить в конкурсе. Далеко не всегда предприниматели пытаются определить, отвечает ли их компания всем требованиям. Иногда преувеличивают, предоставляя сведения о ресурсах, возможностях, опыте и достижениях. Порой не обращают внимания на то, что контракт необходимо выполнить только силами компании. Это означает, что привлечение субподрядчика нужно обязательно согласовывать. Некоторые снижают цену, чтобы выиграть. В таких случаях участники не задумываются о том, что придется экономить, а это может повлечь выполнение работ, предоставление услуг или поставку товара ненадлежащего качества.

Следует помнить, что все это может привести не только к штрафным санкциям, а следовательно, существенным финансовым потерям предпринимателя, но и к уголовной ответственности. Почему это возможно – рассмотрим ниже.

Правовые позиции Верховного Суда РФ по закупочным спорам

ведущий эксперт-юрист компании «Что делать Консалт»

В конце июня 2017 года Президиум Верховного Суда РФ утвердил «Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту ‒ Обзор). Верховным Судом РФ изучены вопросы, поступившие из судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также подготовленные судами обобщения судебной практики, которые связаны с применением законодательства Российской Федерации о контрактной системе, в том числе при заключении, изменении, расторжении государственных и муниципальных контрактов, их исполнении и ответственности за неисполнение и ненадлежащее исполнение.

В данной статье расскажем об основных позициях Верховного Суда, изложенных в указанном Обзоре, наиболее часто встречающихся в сфере закупок.

В один лот могут быть объединены не любые товары, работы и услуги, а лишь технологически и функционально взаимосвязанные между собой

При проведении государственных (муниципальных) закупок допускается включение в один лот технологически и функционально взаимосвязанных между собой товаров, работ и услуг (п. 3 Обзора). Поэтому заказчик не вправе объединить в один лот работы по подготовке проектно-сметной документации и выполнению строительно-монтажных работ. Такое объединение повлечёт необоснованное ограничение количества участников конкурса ввиду того, что проектные и строительные работы представлены на разных товарных рынках, на каждом из которых имеется круг потенциальных участников торгов, готовых выполнить эти работы.

Отметим, что отсутствие проектной документации в полном объёме в составе документации о торгах на строительство объекта означает, что заказчик не установил требований к качеству, техническим характеристикам, безопасности, результатам работ, что является нарушением положений ст. 33 Закона о контрактной системе.

Обеспечение исполнения государственного (муниципального) контракта

В Обзоре отдельное внимание уделено вопросам обеспечения заявок при проведении конкурсов и аукционов, а также обеспечению исполнения государственного или муниципального контракта. Так, в п. 25 Обзора указано, что представление банковской гарантии, которая не соответствует требованиям Закона о контрактной системе, может рассматриваться в качестве основания для признания победившей на торгах организации, уклонившейся от заключения контракта.

В Обзоре рассматривается конкретное судебное дело, согласно которому общество обратилось в арбитражный суд для признания незаконным протокола Федерального агентства (заказчика) о признании данного общества, победившего в конкурсе, уклонившимся от заключения государственного контракта. Арбитражные суды отказали в удовлетворении заявленных требований, поскольку было установлено, что условия гарантии, которая была предоставлена обществом, не соответствовали установленным требованиям. Так, в гарантии не были приведены указания конкретной денежной суммы, которая должна была быть выплачена гарантом заказчику. Кроме того, отсутствовал расчёт суммы, включаемой в требование по банковской гарантии, хотя он должен был присутствовать в перечне документов, указанных в гарантии.

Читать еще:  Если два учредителя при открытии ооо

В ч. 6 ст. 45, ч. 3 и 5 ст. 96 Закона о контрактной системе подчеркивается, что неисполнение данных требований может являться основанием для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком, а участник, который предоставил банковскую гарантию, оформленную с нарушением, может быть признан уклонившимся от контракта. На основании законодательных норм Верховный Суд сделал следующий вывод: если победитель торгов предоставляет банковскую гарантию, не соответствующую предъявляемым к ней требованиям, то он считается уклонившимся от заключения государственного контракта.

О возможности возвращения заказчиком денежных средств исполнителя, внесённых последним в качестве обеспечения надлежащего исполнения контракта

Согласно п. 28 Обзора денежные средства, внесённые исполнителем в качестве обеспечения исполнения контракта, подлежат возврату заказчиком в случае надлежащего исполнения обязательств по контракту или, если это предусмотрено контрактом, по истечении гарантийного срока. При этом правовой режим данных денежных средств определяется в соответствии с нормами ГК РФ об обеспечительном платеже.

В Обзоре рассмотрено судебное дело, по материалам которого организация предъявила исковое заявление к муниципальному заказчику с требованием о возврате средств, внесённых в качестве обеспечения исполнения контракта. Суд указал, что в Законе о контрактной системе не содержится прямого указания на обязательность возврата средств, выступающих в качестве обеспечения. Однако в ч. 1 ст. 2 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае отсутствия прямого регулирования взаимоотношений обязательны к исполнению положения Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ).

Так, в соответствии с положениями ГК РФ обеспечительный платёж может покрыть убытки или неустойку, возникшие в процессе недобросовестного исполнения контрактных обязательств. Если же данные обстоятельства не наступают либо обеспеченное обязательство прекращается, то обеспечительный платёж подлежит возврату, если в соглашении сторон не предусмотрено иное. При этом возврат осуществляется не позднее 30 календарных дней после прекращения обязательств исполнителя перед заказчиком.

Вместе с тем если не истекли гарантийные обязательства по контракту, то основания для возврата заказчиком обеспечительного платежа отсутствуют.

Следует отметить, что в случае исполнения контракта с просрочкой обеспечительный платёж удерживается заказчиком в размере, равном размеру имущественных требований заказчика к исполнителю, если иное не предусмотрено контрактом. Сумма денежных средств, превышающая указанный размер, образует на стороне заказчика неосновательное обогащение (п. 29 Обзора).

Поставка товаров, выполнение работ или оказание услуг в отсутствие государственного (муниципального) контракта

Согласно позиции Верховного суда поставка товаров, выполнение работ или оказание услуг в целях удовлетворения государственных или муниципальных нужд в отсутствие контракта не порождает у исполнителя право требовать их оплаты.

Если подрядчик привлечён без соблюдения процедур, установленных Законом о контрактной системе, то это противоречит требованиям законодательства. Суд отметил, что, выполняя работы (оказывая услуги) без контракта, организация не может не знать, что работы (услуги) выполняются в отсутствие обязательства. Следовательно, не подлежит взысканию плата за фактически выполненные работы (оказанные услуги) при отсутствии заключённого государственного или муниципального контракта.

Необходимо ли платить неустойку в отсутствие такого условия в контракте?

В Обзоре рассмотрен вопрос об ответственности за нарушение государственного или муниципального контракта. В частности, п. 34 Обзора посвящён вопросу уплаты неустоек вследствие нарушения контрактных обязательств. Подчёркивается, что кредитор вправе потребовать уплаты законной неустойки, вне зависимости от того, прописана ли обязанность её уплаты в соглашении сторон.

Это решение основывается на законности неустойки в соответствии со ст. 34 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ № 1063. Так, в ч. 5 и ч. 8 ст. 34 Закона № 44-ФЗ установлено, что размер штрафа, который может быть взыскан за ненадлежащее исполнение своих обязательств как подрядчиком, так и заказчиком, установлен в контракте в виде фиксированной суммы. Размер данной суммы определяется в порядке, установленном Правительством РФ. Все нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы начисления штрафов за ненадлежащее исполнение обязательств, находятся в открытом доступе, что делает возможным и даже необходимым ознакомление с ними всех сторон, участвующих в государственных или муниципальных закупках.

В п. 35 Обзора сделан вывод о том, что условие государственного или муниципального контракта об уплате заказчиком или исполнителем неустойки, превышающей размер, установленный Законом № 44-ФЗ и Постановлением Правительства РФ № 1063, не противоречит действующему законодательству. Такая позиция основывается на судебной практике, а в качестве примера приводится дело, в котором организация, являющаяся подрядчиком работ по капитальному ремонту здания, просрочила выполнение работ, после чего получила от заказчика претензию с требованием уплаты неустойки. При этом в контракте было прописано, что за каждый день просрочки начисляются пени в размере 1%.

Читать еще:  Завещательный отказ что это такое

Однако общество, выступавшее подрядчиком работ, обратилось в арбитражный суд, так как было убеждено в том, что размер пеней превышает размер, установленный Постановлением Правительства РФ № 1063 и Законом № 44-ФЗ. Суд первой инстанции требования общества удовлетворил, но в апелляционной инстанции это решение было отменено. В свою очередь, судом округа было поддержано решение суда первой инстанции, но Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ решение окружного суда отменила, указав, что размер неустойки может быть увеличен в том случае, если закон не запрещает это увеличение. Верховный Суд РФ свой вывод мотивировал ст. 332 ГК РФ, предусматривающей, что размер пеней может быть увеличен соглашением сторон. И Закон № 44-ФЗ, и Постановление Правительства РФ № 1063 предусматривают только нижний предел ответственности подрядчика за ненадлежащее выполнение обязательств в виде пеней.

Таким образом, в аналогичных спорах надо учитывать, что организации могут в соглашении сторон устанавливать различные размеры пеней. Но это не означает, что заказчики могут назначать их произвольно. Так, если просрочка выполнения работ не является значительной, а сумма пеней чрезмерно высокой, то суды принимают решение о снижении размера пеней, защищая таким образом интересы подрядчиков. В любом случае неустойка должна быть соразмерна последствиям, возникшим в результате нарушения сторонами контракта своих обязательств.

Допустимо ли взыскание штрафа за каждый случай нарушения?

В Обзоре выделены особенности взыскания штрафа с подрядчика или исполнителя работ по государственному или муниципальному заказу в случае, если он допустил несколько нарушений обязательств по контракту.

Так, организация заключила госконтракт на оказание услуг по содержанию детских игровых площадок в летний период.

По истечении первого отчётного периода заказчиком были выявлены случаи нарушения обязательств обществом (в частности, территория в соответствии с графиком уборки не убиралась, твёрдые бытовые отходы не вывозились и др.), что подтверждается актами приёма-сдачи оказанных услуг. В связи с этим общество в ответ на требование заказчика уплатило штраф. Во втором отчётном периоде были также установлены случаи некачественного оказания услуг, заказчик вновь обратился с требованием о взыскании штрафа. Общество уплатить штраф отказалось, ссылаясь на то, что в соответствии с Законом о контрактной системе и Правилами определения размера неустойки (утв. Постановлением Правительства РФ № 1063) штраф может быть взыскан лишь единожды, что уже было сделано заказчиком. Заказчик обратился в суд с требованием о взыскании штрафа.

Арбитражный суд первой инстанции, позицию которого поддержал суд апелляционной инстанции, в удовлетворении заявленного требования отказал, посчитав, что штраф начисляется единожды за все факты ненадлежащего исполнения обязательств, предусмотренных контрактом.

Постановлением арбитражного суда округа решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции изменены, заявленные требования удовлетворены частично в связи с применением ст. 333 ГК РФ.

Суд отметил, что по смыслу ст. 330 ГК РФ неустойка в том числе направлена на стимулирование должника к надлежащему исполнению обязательства под угрозой наступления неблагоприятных материальных последствий. Суды не учли обеспечительную функцию неустойки как инструмента правового воздействия на участников гражданского оборота, создав, таким образом, ситуацию, при которой нарушение должником принятых на себя обязательств фактически может не повлечь для него имущественных последствий, стимулирующих его в дальнейшем избегать подобных нарушений и исполнять обязательства надлежащим образом.

Поэтому в случае совершения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) нескольких нарушений своих обязательств по государственному (муниципальному) контракту допустимо взыскание штрафа за каждый случай нарушения.

Размер пени за просрочку исполнения обязательств, предъявляемых исполнителю

Наконец-то ответственность за просрочку выполнения своих обязательств исполнителей контрактов приравняли к ответственности заказчика. Однако законодатель опять не учел в начисления пени этапы исполнения контрактов (если они предусмотрены), как это сделано при расчете размера штрафов. Напомним, ранее по правилам 1063-ПП с учетом коэффициентов размер ответственности поставщика мог превышать размер ответственности заказчика за один и тот же срок более чем в 8 раз. И снизить размер начисленных заказчиком пени до 1/300 учетной ставки ЦБ РФ можно было только в судебном порядке. По контрактам, заключенным с 09.09.2017 г. при расчете пеней для поставщиков нет необходимости применять специальную формулу. Она заменена простым правилом: за каждый просроченный день исполнения обязательств размер пени будет начисляться исходя из 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ от цены заключенного контракта (его этапа). При цена контракта уменьшается на сумму, пропорциональной объему исполненных поставщиком обязательств.

Таким образом, можно сделать выводы: с одной стороны, правила стали более понятными, а с другой стороны, по-прежнему поставщикам можно и нужно будет обращаться в суд с целью снижения начисленных штрафов и пени — особенно если их размер будет приближаться к цене заключенного контракта.

Если начисленная Заказчиком неустойка кажется Вам чрезмерной, обращайтесь за консультацией — расскажем, какие варианты есть для ее снижения. «Расчет пени»

Количество просмотров: 31853

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector