Decorltd.ru

ООО «Декор»
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Гарем нечаянно нагрянет: как в Узбекистане борются с многоженством

Гарем нечаянно нагрянет: как в Узбекистане борются с многоженством

«Если б я был султан, я б имел трех жен», — пел герой советской кинокомедии. В Средней Азии вопрос многоженства обсуждают не только на сцене, но и в судебных инстанциях. В Бухарской области Узбекистана к году ограничения свободы приговорили мужчину, который завел две семьи. Отношения с одной женой он оформил в загсе, а с другой провел обряд мусульманского бракосочетания (никох). «Известия» разбирались в том, почему в регионе гаремов становится всё больше.

Тоталитарные методы по отношению к этническим меньшинствам кочуют и по Узбекистану

20 сентября, выступая на совещании ОБСЕ по человеческому измерению в Варшаве, каракалпакский активист Бахтияр Ниетуллаев обвинил властей Узбекистана в принудительной стерилизации женщин Каракалпакстана по этническому признаку. По его словам, власти страны регулируют рождаемость именно среди каракалпакских женщин, представителей коренного населения автономной республики. Международные СМИ ранее сообщали о наличии в Узбекистане секретной программы стерилизации женщин по всей стране, жертвами которой становились представительницы разных национальностей, в том числе узбечки. «Idel.Реалии» связались с выступавшими активистами и властями Узбекистана, чтобы узнать подробности происходящего.

— Рядом со мной Бибихан Бердимуратова, жертва принудительной стерилизации Узбекистана. Моя жена Атамуратова Тамара тоже стала жертвой насильной стерилизации. Ей зверски удалили матку, и мы не смогли больше иметь детей. Сотни тысяч граждан Каракалпакстана стали жертвой этого преступления, — отметил Бахтияр Ниетуллаев в своем выступлении, охарактеризовав это «геноцидом».

Сегодня в Каракалпакстане разрешают рожать женщинам только узбекской национальности, считает общественник, а каракалпачкам «доктора Узбекистана всячески препятствуют рожать».

— Бибихан Бердимуратову стерилизовали без ее разрешения. Ей даже не сказали об этом. При этом доктора занесли инфекцию, и она потеряла здоровье. Она требовала наказать докторов и требовала компенсацию, но правительство Узбекистана проигнорировало ее требование, а сотрудники госбезопасности Узбекистана угрожают ей почти каждый день, — сообщил он.

По словам Ниетуллаева, стерилизовать пытались и дочь Бердимуратовой, но активисты подняли шум, это, по мнению выступавшего в ОБСЕ, спасло девушку. Однако, как признается общественник, так везет не всем.

— Мы писали во все инстанции, президенту Узбекистана, но все бесполезно. Сотрудники Службы национальной безопасности даже уничтожили медицинскую историю всех стерилизованных женщин, — поделился он.

В ходе мероприятия ОБСЕ также были озвучены меры, которые необходимо предпринять международной организации, чтобы остановить нарушение прав человека в автономной республике.

Так, активисты потребовали начать международное расследование и призвать президента Узбекистана Шавката Мирзиёева к уголовной ответственности, а жертвам помочь в получении компенсации.

Активисты считают, что свидетельские показания дадут десятки тысяч женщин Каракалпакстана.

Стерилизацию как способ демографического контроля упоминают не только, когда речь идет об Узбекистане.

Ранее СМИ информировали о сообщениях о насильственной стерилизации мусульманок в Китае.

Уйгурский журналист покончил с собой, опасаясь помещения в лагерь по «перевоспитанию» мусульман

Мероприятие в Варшаве, в котором выступили каракалпакские активисты — Заседание по реализации мер по вопросам человеческого измерения (HDIM) — крупнейшая в Европе ежегодная конференция по правам человека и демократии. В нем принимают участие делегации 57 стран ОБСЕ, ее структур и партнеров, гражданского общества и международных организаций.

Верховного комиссара ОБСЕ по делам национальных меньшинств «удивило», что ЕГЭ в Татарстане сдают лишь на русском языке

СТЕРИЛИЗАЦИЯ ВСЕХ ИЛИ ТОЛЬКО КАРАКАЛПАЧЕК?

По данным правительственного сайта Республики Каракалпакстан, численность населения автономного региона по состоянию на 1 апреля 2019 года составляла 1875,4 тыс. человек. Эта цифра увеличилась на 5300 человек или на 0,3% в январе-марте 2018 года. Городское население составляет 920,4 тыс. человек (49,2% от общей численности населения), сельское население — 955,0 тыс. человек (50,8%).

Однако еще в 2012 году журналисты ВВС сообщали о том, что в Узбекистане действует секретная программа стерилизации женщин для контроля населения в связи с высокой рождаемостью. А по данным «The Guardian», стерилизация в Узбекистане проводится еще с 1990-х гг., в том числе среди каракалпачек. Для народа, численность которого составляет от 620 000 до 1,5 миллионов человек по всему миру, этот проект особенно чувствителен.

Каракалпакские активисты, с которыми поговорил корреспондент «Idel.Реалии», утверждают, что власти применяют стерилизацию даже без информирования жертв, обычно после первых родов. О таком подходе говорили и женщины, с которыми еще в 2012 году поговорили журналисты ВВС.

«Idel.Реалии» связались с пресс-секретарем Министерства здравоохранения Узбекистана Фуркатом Санаевым и попросили прокомментировать заявления каракалпакских активистов. Однако представитель центральной власти не стал реагировать по сути обвинений. Санаев заявил, что корреспонденту необходимо позвонить в Каракалпакстан, и бросил трубку.

«Idel.Реалии» позвонили в Минздрав Республики Каракалпакстан, но и там не стали комментировать обвинения со стороны каракалпакских активистов, и также бросили трубку.

Между тем, по словам лидера демократической партии «Алга Каракалпакстан» Аманбая Сагидуллаева, также выступавшего на конференции ОБСЕ, он получает жалобы от каракалпачек на узбекистанских властей — женщины просят помочь им в защите их прав. При этом ни у кого нет какой-либо статистики, которая пролила бы свет на масштабы происходящего.

ПРЕДПОСЫЛКИ ДЛЯ БОРЬБЫ

Усиление давления со стороны Ташкента и применение таких негуманных практик подталкивает каракалпакских активистов к призывам к обособлению от Узбекистана. Тот же Аманбай Сагидуллаев отмечает, что Каракалпакстан должен стать независимым государством. По словам участвовавших в конференции каракалпакских активистов, этому есть даже экономические предпосылки.

Активисты жалуются на то, что Узбекистан активно и во вред региональной экологии добывает природные ресурсы на территории Каракалпакстана.

В регионе строятся нефтегазодобывающие объекты и проводятся трубопроводы государственной компанией «Узбекнефтегаз» и международными компаниями, но доход от этой экономической деятельности идет в Ташкент, минуя Нукус, столицу Каракалпакстана.

Кто кого в России кормит. Йошкар-Ола, Казань, Самара вполне самодостаточны

Из-за безработицы многие каракалпаки переехали в Казахстан, Россию и даже Южную Корею, отмечает «The Guardian». Те, кто переехал в Казахстан, в своих документах часто называют себя этническими казахами, что облегчает получение гражданства и социальной помощи от государства. Некоторые из тех, кто остался, позиционируют себя как узбеки, чтобы облегчить поиск работы дома. Все эти факторы угрожают будущему каракалпакского этноса, считают общественники.

Активисты каракалпакского народа, с которыми общался корреспондент «Idel.Реалии», утверждают, что подписанные в 1993 году между Ташкентом и Нукусом соглашения предусматривали проведение референдума о независимости Каракалпакии через 20 лет. Однако по прошествии этого времени о возможном плебисците уже не вспомнили.

В 2013 году референдума не было. Правительство Каракалпакстана не стало поднимать этот вопрос. Узбекские власти, по словам Аманбая Сагидуллаева, не допускают открытого обсуждения подобных вопросов. Сторонники независимости Каракалпакстана утверждают, что республиканское правительство по сути состоит только из этнических узбеков.

Читать еще:  В какой срок интернет магазин обязан вернуть деньги за товар

Сагидуллаев указывает также на то, что бесконечные реформы орфографии каракалпакского языка, государственного на территории Каракалпакстана, проводятся для того, чтобы приблизить этот язык к узбекскому.

Казахстанский политолог Расул Жумалы, изучающий геополитику стран Центральной Азии, считает, что, несмотря на смену власти в Узбекистане, ситуация в Каракалпакстане остается прежней. Говоря в интервью казахской редакции Азаттык о ее причинах, он отмечает, что всё упирается в особый статус Каракалпакстана в составе Узбекистана.

— Самостоятельная Республика Каракалпакстан в составе Узбекистана — на самом деле одна из закрытых тем.

Согласно Конституции Узбекистана и Конституции Каракалпакстана, каракалпаки могут выйти из состава Узбекистана на основании референдума. Однако при Каримове активисты, поднимавшие этот вопрос, подверглись гонениям. С приходом к власти Мирзиёева работа в направлении сохранения Каракалпакстана в составе Узбекистана продолжилась. Потому что Каракалпакстан, занимающий третью часть территории Узбекистана, — очень важный сырьевой регион. Однако Мирзиёев, в отличие от Каримова, похоже, рассматривает другие, несиловые способы, — говорит политолог.

Похоже, к мирным методам решения «каракалпакского вопроса» новое руководство Узбекистана включило и тихую ассимиляцию коренного населения региона. По крайней мере, на это указывают каракалпакские активисты.

Республика Каракалпакстан — это треть территории Узбекистана. Здесь два официальных языка — каракалпакский и узбекский. Оба языка относятся к тюркской языковой группе, при этом каракалпакский относится к кипчакской подгруппе, а узбекский — к карлукской. До 1873 года — в составе Хивинского ханства, затем — в Амударьинском отделе Сырдарьинской области. После установления советской власти в 1918 году — в составе Хорезмской народной советской республики и Туркестанской АССР. В 1924 году была образована Кара-Калпакская автономная область с центром в городе Турткуль, занимавшая территорию Амударьинской области Туркестанской АССР и Ходжейлийского и Кунградского районов Хорезмской Социалистической Советской Республики. 12-19 февраля 1925 года проходил I Учредительный съезд дехканских, батрацких и красноармейских депутатов, на котором 16 февраля была официально учреждена Кара-Калпакская автономная область в составе Киргизской АССР (1920-1925) (позже переименованной в Казахскую АССР). 20 июля 1930 года Кара-Калпакская автономная область была выведена из состава Казахской АССР и перешла в непосредственное подчинение РСФСР. 20 марта 1932 года АО была преобразована в Кара-Калпакскую АССР в составе РСФСР, а столицей ККАССР стал город Нукус. 5 декабря 1936 года Кара-Калпакская АССР (ККАССР) вошла в состав Узбекской ССР. В 1964 году переименована в Каракалпакскую АССР (ККАССР). 14 декабря 1990 года на сессии Верховного совета Каракалпакской АССР была подписана Декларация о государственном суверенитете, предполагавшая полную независимость государства, которой можно было достигнуть через проведение общереспубликанского референдума. 9 января 1992 года преобразована в Республику Каракалпакстан. В 1993 году подписан межгосударственный договор сроком на 20 лет о вхождении Республики Каракалпакстан в состав Узбекистана. В договоре закреплено право выхода автономной республики из Узбекистана путём проведения референдума. У Каракалпакстана и Татарстана довольно тесные деловые контакты. Кроме того татары и каракалпаки имеют культурное родство и богатый опыт культурного обмена.

Бойтесь равнодушия — оно убивает.​ Подписывайтесь на наш канал в Telegram.

рамазан алпаут

Журналист «Idel.Реалии». Пишет о Поволжье сквозь призму федеральной и международной повестки, освещает межрегиональные связи субъектов ПФО с другими регионами России. Один из ведущих видеопроекта «Реальные люди 2.0».

Бухара: как одеваются местные жители

Ну да, конечно, ага.

Я специально не стала их обрезать, увеличивать, выставлять фотографии людей в одежде крупным планом.

Все фотографии сделаны в реальном времени, как вы можете видеть. Да что тут говорить, они ведь и дома так одеваются, во двор в таких же одеждах выходят… Смотрите сами.

Женщины вышли из дома прикупить овощей и фруктов. Кстати, да, такие вот фруктово-овощные машины в Бухаре – не редкость.

Каждый вечер такие приезжают

А тут одни женщины набивают одеяла, а другие – просто сидят на лавочке общаются.

Можно сказать, вечерний променад у них. Дети в Старом городе в Бухаре.

Внимание к себе

За время карантина многие переосмыслили силу базовых вещей, которые функционируют вне времени и моды. Тренды — явление преходящее. В текущей ситуации нет гарантии, что остромодные вещи удастся «выгулять» до того, как они потеряют свою актуальность. Новый смысл приобрело понятие «осознанность». До этого о ней говорили в основном в контексте экологии, но в период пандемии набрал силу еще один важный аспект этого понятия — в контексте расходов. Вивьен Вествуд сказала: «Покупай меньше, выбирай лучше и делай это самостоятельно». Эта цитата хорошо описывает нынешнее отношение к приобретению одежды: больше осознанности, больше внимания к собственному стилю и к самой себе. Женщины, осознающие это, нуждаются в индивидуальном пошиве. Они выбирают вневременные вещи в своем стиле и хотят, чтобы те безупречно сидели.

Еще один важный критерий, который был переосмыслен в период пандемии, — это качество. Он тесно связан с трендом осознанных покупок. Все чаще девушки выбирают одно, но качественное изделие из хороших материалов. И нас это очень радует. Изначально в основу концепции нашего ателье легло именно качество: пошива, тканей, фурнитуры, общего подхода к работе. И сегодня, делая заказ на то или иное изделие, клиенты подчеркивают, что качество как пошива, так и материалов для них — критерий номер один. Это и наш приоритет. Я всегда лично занимаюсь подбором тканей, ориентируясь на запросы заказчиц, ищу нужные цвет и состав для максимального качества конечного изделия.

В карантин многие привыкли к комфортной одежде: спортивным костюмам, комплектам в пижамном стиле, . В этих изделиях красота и удобство идут рука об руку. Эти тенденции остаются с нами сейчас и останутся еще надолго. Именно в период карантина мы представили наши костюмы и casual: модели из очень комфортных тканей (трикотаж разных составов и плотности: вискоза, шерсть, кашемир), которые можно надеть и с кедами или лоуферами, и с обувью на каблуке.

Борьба с паранджой

После установления советской власти в регионе на первый план встало вовлечение женщин в социальную жизнь, избавление от отсталых, как тогда говорили, стереотипов. Для этого в регионе создавали специальные Женские отделы, которые не только обучали женщин Центральной Азии азам ухода за детьми и основам гигиены, но и оказывали правовую и медицинскую помощь.

Читать еще:  Ингосстрах официальный сайт взять заявление на заключение договора для продления

Но венцом борьбы за равноправие женщин Востока стала кампания за снятие паранджи – Худжум (наступление). Первыми паранджу сбросили с себя жены рабочих-узбеков в 1924 году после того, как был объявлен Декрет об отмене калыма. Однако масштабная кампания стала возможна после земельно-водной реформы в 1926 году.

Фото: МирТесен

Идея принадлежит первому секретарю Среднеазиатского ЦК Зеленскому Исааку Абрамовичу. 8 марта 1927 года на площади Регистан в Самарканде собрались тысячи узбекских женщин. Площадь была окружена мужчинами, которые смотрели, как их жены, матери, сестры и дочери снимали с себя паранджу, складывали в кучу, а потом подожгли ее. В этот день от паранджи избавились 10 тыс. женщин. Еще 90 тыс. сняли паранджу в течение трех последующих месяцев.

Но этот поступок не прошел для женщин даром. Для патриархального общества это был удар по традициям. Женщин начали избивать и убивать за то, что они появлялись в обществе непокрытые.

В 1927-1928 гг. в ходе «Худжума» только в Узбекистане из числа членов женотделов, заведующих клубов и библиотек, погибли свыше 2500 женщин.

Окончательно женщины Центральной Азии сняли паранджу только в начале 40-х ХХ годов.

Фото: esimde.org

Одной из активных участниц Худжума в Кыргызстане была мать великого писателя Чингиза Айтматова — Нагима. В 1927 году она с мужем приехала в Джалал-Абад (Юг Кыргызстана), где она работает сначала секретарем горкома, а потом и секретарем Джалал-Абадского исполнительного комитета.

Только за 1928 год в Джалал-Абадской области. Благодаря ей было создано 5 артелей с охватом на 96 женщин.

Кампания против ношения паранджи продолжалась в течение следующих пятнадцати лет и дала определенные результаты: с одной стороны, предпринятые мероприятия создали неожиданные возможности для женщин. С другой стороны, поставило женщин в очень сложные условия, они подвергались унижениям и уничтожению со всех сторон.

Для многих местных женщин, как на то и надеялись партийные активисты, гендерные проблемы представлялись особо важными, и для них худжум являлся предзнаменованием достижения большего равенства в отношениях между мужчиной и женщиной. Сотни, даже тысячи таких женщин сбросили с себя паранджу. Многие даже присоединились к женотделу, усердно работая над уничтожением любых форм патриархата среди местного населения. Некоторые из них, такие как выдающаяся активистка из Таджикистана Тоджихон Шадиева, стали символами освобождения.

Особенности узбекской кухни

По материалам Ольги Бородиной, сайт «Кулинарный Эдем»

9 января 2013 г. 10 комментариев около 10 минут на чтение

Запеченный язык и два гарнира на Новый год

Горячее для праздничного стола.

Новогодний десерт из мороженого и безе за 5 минут

Итальянское лакомство из мороженого.

Новогодние салаты: мясной и куриный

Рецепты для праздничного стола.

Горячие обсуждения

Система Кобзева: год первый

В Тулуне запустили производство джемов, варенья и замороженных ягод

Сто гостей обнаружили в баре на Байкальской ночью 26 декабря

В отличие от соседей-кочевников, узбеки много тысячелетий вели оседлый образ жизни в плодородных равнинах между пустыней и горами. Они культивировали злаки, овощи и фрукты, выращивали скот, охотились на мелкую дичь и птицу.

Узбеки — очень гостеприимный и веселый народ. Они рады потчевать гостей кушаньями, которые готовили их далекие предки. Узбекская кухня открыта влияниям других культур, но каждое заимствованное блюдо готовится на свой узбекский лад. В современной узбекской кухне можно различить элементы татарской, казахской, монгольской, русской, украинской, еврейской, кавказской, уйгурской, таджикской, иранской и других национальных кухонь, хотя многие блюда выглядят так, как будто появились много веков назад в Самарканде или Бухаре.

Главным источником белков и жиров в северных животноводческих районах является баранина и овечье сало. Говядина, конина, мясо верблюдов, коз и птицы используются во многих блюдах. Узбеки не едят свинину, считая свинью нечистым животным. Не в почете у узбеков рыба и жирная домашняя птица. Яйца используются в основном для праздничной выпечки.

Баранина. Фото с сайта kiskafanny.wordpress.com

Узбекская кухня знаменита не только уникальным набором ингредиентов, но и способами обработки продуктов, тысячелетиями доведенными до совершенства. Узбекская кухня знает множество способов приготовления блюд. Без применения огня готовятся соления, маринады, вяленое и сушеное мясо и фрукты. В узбекской кухне используется шесть приемов тепловой обработки продуктов: открытая жарка на вертеле или на шпажках, в большом или маленьком количестве жира; варка в воде или в молоке или комбинированная варка в воде, а после — в молоке; варка на пару в специальной двухъярусной кастрюле (каскане); тушение; выпекание в вертикальном или горизонтальном тандыре или в духовке; и сложный комбинированный способ приготовления блюд с поджаркой в чугунном котле (казане).

Каскан. Фото с сайта darudar.org

Многие традиционные узбекские блюда сочетают в себе несколько десятков компонентов и требуют большого опыта и внимательности при приготовлении. Их рецепты передаются из поколения в поколение. Таков, например, узбекский плов, который в самом простом варианте состоит из риса, моркови, лука и мяса, а в сложных вариантах включает в себя айву, изюм, барбарис, урюк, яблоки и многочисленные специи. Говорят, что существует 1 200 рецептов плова. Классический самаркандский плов светлого цвета, плов по ферганскому рецепту значительно темнее.

Узбекский плов. Фото с сайта foodclub.ru

Узбекский плов не получится без глубокого кагана, в котором продукты равномерно нагреваются и не подгорают. Чтобы приготовить настоящий плов, нужно найти рис свежего урожая, особым образом измельчить и обжарить овощи, закалить рис в соленой воде, смешать и подготовить несколько видов масла, точно определить время варки и томления готового блюда. В разных частях Узбекистана плов готовят из различных продуктов, но с соблюдением единой технологии. В Узбекистане плов обычно готовят мужчины, подходя к делу серьезно и с молитвой.

Мастер по приготовлению плова носит гордое имя ошпаз. Во время свадеб и других праздников опытный ошпаз может накормить до тысячи человек пловом, приготовленном в единственном котле. Его услуги недешевы, но результат того стоит. Ошпаз контролирует весь процесс, начиная с закупки продуктов. Когда ошпаз покупает продукты на базаре, его сопровождает толпа, желающая знать, какому торговцу можно доверять.

Женщины традиционно готовят сумалак — пшеничный хлеб к празднику Навруз. Они собираются дома у одной из женщин и беседуют, поют и танцуют, пока блюдо готовится. Приготовления начинаются за 7—10 дней до Навруза. Пшеница особым образом замачивается, сушится и замешивается в тесто. Тесто варят на медленном огне 13—14 часов, постоянно помешивается. Семь камешков на дне котла не дают сумалаку подгореть. Когда приходит Навруз, все читают молитву и пробуют сумалак.

Читать еще:  Возврат наушников в мвидео казань

Сумалак. Фото с сайта www.myjulia.ru

Повседневные блюда узбекской кухни не такие трудоемкие, как сумалак, но большинство из них требует опыта и сноровки. Важное место в узбекской кухне занимают горячие супы (шурпа) на крепком бульоне. Как правило, они густые, острые, с большим количеством овощей и зелени. Шурпа готовится из свежего или жареного мяса. Овощи кладутся большими кусками, чтобы сохранить их аромат.

Шурпа. Фото с сайта kuharka.com

В узбекских традициях принято готовить супы на медленном огне и солить в самом конце. Уникальные супы узбекской кухни — мастава (из мяса, риса и овощей, который подается с кислым молоком, перцем и пряностями); машхурда (фасолевый суп с рисом, картофелем, луком, зеленью и кислым молоком); маш-атала (густой суп из жареного сала, лука, моркови, фасоли и муки); мошубиринч (из баранины, помидоров, фасоли и риса); чолоп (холодный суп на кислом молоке из редиса, огурцов и зелени). Узбекская лапша почти всегда готовится с мясом.

Чолоп. Фото с сайта www.sras.org

Из вторых блюд узбекской кухни наиболее распространены мясные блюда: котлеты, шашлыки, манты, кебаб, лангман, самса и всевозможные пирожки с мясом, рисом, тыквой и другими начинками. К мясу подают овощные салаты или тушат мясо вместе с овощами. Мясо для приготовления многих блюд не отделяется от кости. Жарят мясо обычно на прокаленном масле или на смеси растительных и животных масел, что улучшает его вкус и запах. Многие мясные и овощные блюда готовятся на пару.

Молочные ферментированные продукты — гордость узбекской кухни. Из кислого овечьего молока делается катык (йогурт) и сузьма (процеженное свернувшееся молоко, похожее на творог). Эти продукты с высокой питательной ценностью и необычным вкусом можно есть как отдельные блюда, а можно ими заправлять салаты и супы. Айран — холодный бодрящий напиток из сузьмы или кислого молока, разведенного в холодной воде.

Айран. Фото с сайта tashkentcity.ru

Узбеки очень уважительно относятся к хлебу. Главный узбекский хлеб — пресные лепешки оби-нон. На праздники пекут патыр — лепешки с добавлением бараньего жира. Бухарские лепешки посыпают кунжутом. Весной тесто для оби-нон готовят на настое свежих побегов мяты, одуванчика, шпината, лебеды и многих других трав. На смотрины готовят лепешки со сливочным маслом и сметаной. В разных районах Узбекистана используют разные добавки в оби-нон, но технология не меняется веками.

Лепешки, приготовленные по различным рецептам, называются по-разному: лочире, ширмой, чеват и катлама, но все они приготовлены в тандыре. Слово «тандыр» имеет одинаковые корни во многих языках: санскрите, персидском, турецком, азербайджанском. Тандыры использовались еще в Аккадской культуре, до того, как Месопотамия и Иранское плато были заселены семитскими племенами. В Индии и Иране в печах, напоминающих тандыры, готовят мясо со специями. Хотя в узбекском тандыре тоже можно готовить шашлык, основное его предназначение — выпечка лепешек оби-нон.

Лепешки имеют сакральное значение для узбеков. Их круглая форма символизирует солнце. На лепешки обязательно наносят узоры из дырочек и линий. Узбекские лепешки одновременно являются хлебом, тарелками для плова, мяса и других жирных блюд, и произведениями искусства. Сухие лепешки долго хранятся, поэтому особенно красивые из них даже вешают на стены для украшения. Традиции приготовления лепешек оби-нон насчитывают около 5 000 лет. Сегодня приверженцы узбекской кухни могут готовить оби-нон в горизонтальном тандыре.

Лепешки оби-нон. Фото с сайта www.etoya.ru

Чтобы приготовить традиционные узбекские оби-нон, в тандыр помещают уголь и дрова и разогревают его несколько часов. Стены тандыра сбрызгивают соленой водой, чтобы готовые лепешки легко отделялись, и при помощи рапиды (круглой подушки из хлопка) наносят на них тесто. Горячие стены обильно сбрызгивают водой, чтобы тесто готовилось на пару. Тандырные лепешки имеют уникальный аромат и вкус благодаря тому, что готовятся очень быстро при высокой влажности и температуре 400—480 градусов. Авиценна писал про самаркандские тандырные лепешки: «Тот, кто утром съест оби-нон с изюмом, сушеными грушами или арахисом, будет сыт целый день».

Почти половину блюд традиционной узбекской кухни составляют мучные изделия с различными начинками. Выпечку и сладости подают не в конце приема пищи, а несколько раз: до, во время и после еды. Наиболее популярны пирожки из слоеного теста с мясными или сладкими начинками.

Экзотические восточные сладости — обычное дело в Узбекистане. Тут варят почти 50 видов халвы, готовят сладости из орехов, фруктов и соков. Обилие фруктов и ягод используется в узбекской кухне для приготовления сладких компотов, лечебных настоев, освежающих шербетов. Дыни и арбузы выступают в качестве самостоятельных десертов. Узбекская кухня почти не предусматривает употребления алкоголя, кроме сухих и марочных вин из местного винограда. Это неудивительно, ведь только очень здоровый человек может без последствий пить крепкий алкоголь после жирного плова. Если приходится выбирать — водка или плов, настоящий узбек выберет плов.

Узбекская кухня была бы неполной без чая. Веками в чайхане за чашкой ароматного чая решались серьезные вопросы и велись задушевные разговоры. Сборы в чайхане — традиционная привилегия мужчин. Зеленый чай в чайхане подается к плову и мясным блюдам. Чай помогает усваиваться жирной мясной пище, которой богат узбекский стол. Чашка зеленого чая — традиционный символ гостеприимства. Черный и зеленый чай в Узбекистане пьют без молока и сахара, но с большим количеством сладостей. В холодные дни заваривают черный чай с кусочками сахара и настаивают около 5 минут.

Узбекский чай. Фото с сайта dasturxon.uz

Зеленый чай по-узбекски получается очень терпким и насыщенным, потому что его заваривают в течение пяти минут у жара. Как лекарственное средство при простуде используется черный чай с черным перцем. Боли в области сердца можно снять зеленым чаем с шафраном. При тяжести в желудке или сонливости после обильной трапезы делают чай с базиликом.

Блюда узбекской кухни вы всегда можете попробовать в ресторанах Иркутска.

Чтобы сообщить об опечатке, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Чемпионат страны по фигурному катанию даже в сложившихся непростых обстоятельствах стал одним из самых ярких соревнований, причём не только в России, но и в мире.

© 1999–2020 «Областная газета» (Екатеринбург, Свердловская область)

Сетевое издание «Областная газета»

Главный редактор: Полянин Дмитрий Павлович

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77‑58600 от 14.07.2014 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций РФ.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector