Decorltd.ru

ООО «Декор»
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

МЗП 5000 грн: на что повлияет повышение

МЗП = 5000 грн: на что повлияет повышение

Законом № 822* внесены изменения в Госбюджет на 2020 год и повышен размер МЗП. Перед этим последнее увеличение МЗП было с 1 января 2020 года. Как и на сколько сейчас изменился размер МЗП в месячном и почасовом значении, рассмотрим в табл. 1.

* Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2020 год» от 25.08.2020 г. № 822-IX.

Таблица 1. Изменение размера МЗП

Размер МЗП, грн

Период 2020 года

Сумма повышения МЗП, грн

январь — август

сентябрь — декабрь

5000,00

29,20

Многие зарплатные показатели привязаны именно к размеру МЗП. Поэтому давайте проанализируем, на какие показатели повлияет новый размер МЗП с 1 сентября, а какие останутся без изменений.

Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 26 апреля 2019 года №16 утверждены следующие размеры бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения и по основным социально-демографическим группам на период с 1 мая по 31 июля 2019г. в следующих размерах:

  • в среднем на душу населения – 224 белорусских рубля 02 копейки;
  • для трудоспособного населения – 249 белорусских рублей 98 копеек;
  • для пенсионеров – 171 белорусский рубль 38 копеек;
  • для студентов – 216 белорусских рублей 97 копеек;
  • для детей в возрасте от 6 до 18 лет – 242 белорусских рубля 90 копеек;
  • для детей в возрасте от 3 до 6 лет – 197 белорусских рублей 42 копейки;
  • для детей в возрасте до 3 лет – 143 белорусских рубля 09 копеек.

Минимальная заработная плата

Трудовым Кодексом Республики Беларусь предусмотрена система государственных гарантий по оплате труда работников, включающую в себя среди прочих гарантий, величину минимальной заработной платы. Минимальная заработная плата (месячная и часовая) — это государственный минимальный социальный стандарт в области оплаты труда за работу в нормальных условиях при выполнении установленной (месячной или часовой) нормы труда. Размер минимальной заработной платы, порядок его установления и условия повышения определяются законодательством. С 1 января 2018 года постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 декабря 2017 г. N 1022 размер минимальной заработной платы составляет 305 рублей.

О порядке доплаты до уровня минимальной заработной платы

В связи с неоднократными обращениями юридических и физических лиц о порядке доплаты до уровня минимальной заработной платы (далее – МЗП) управление по труду, занятости и социальной защите Могилевского городского исполнительного комитета поясняет следующее.

Согласно Закону Республики Беларусь «Об установлении и порядке повышения размера минимальной заработной платы» МЗП применяется как государственный минимальный социальный стандарт в области оплаты труда за работу в нормальных условиях при выполнении установленной (месячной или часовой) нормы труда в организациях любых организационно-правовых форм, в том числе в общественных объединениях, товариществах собственников, гаражных кооперативах, садоводческих товариществах и иных потребительских кооперативах.

Размер МЗП в качестве низшей границы оплаты труда работников является обязательным для всех нанимателей, с которыми работники состоят в трудовых отношениях, основанных на трудовом договоре (контракте), и не применяется в отношении лиц, с которыми заключены иные договоры.

Заработная плата, начисленная работнику за работу в нормальных условиях, отработавшему норму продолжительности рабочего времени и выполнившему установленную ему норму труда, не может быть ниже соответствующего размера МЗП.

Месячная МЗП применяется в отношении работников, оплата труда (начисление заработной платы) которых производится на основе месячных тарифных ставок (окладов).

Часовая МЗП применяется в отношении работников, оплата труда которых производится на основе часовой тарифной ставки (оклада), а также работающих в режиме неполного рабочего времени, по совместительству или не отработавших по уважительным причинам (болезнь, отпуск, выполнение государственных, общественных и воинских обязанностей и т.д.) установленную нанимателем норму продолжительности рабочего времени.

В отношении работников, работающих в режиме суммированного учета рабочего времени, исходя из установленного нанимателем порядка начисления им заработной платы, применяется месячная или часовая МЗП.

Определение размера доплаты до МЗП работникам, которым заработная плата начисляется на основе часовых тарифных ставок (окладов), производится путем сравнения суммы начисленной работнику заработной платы за фактически отработанное в расчетном периоде рабочее время с размером МЗП, рассчитанной исходя из часовой МЗП, установленной в соответствии с законодательством, и фактически отработанного рабочего времени.

В данном случае фактически отработанное рабочее время — это отработанное работником время согласно табелю использования рабочего времени (иному документу) без учета времени:

  • работы в сверхурочное время, выходные дни, государственные праздники и праздничные дни, установленные и объявленные Президентом Республики Беларусь нерабочими, которые отработаны сверх установленной нанимателем нормы продолжительности рабочего времени;
  • в течение которого нанимателем не обеспечены нормальные условия труда для выполнения норм труда, в том числе время, в течение которого не выполнены нормы выработки, допущен брак, простой не по вине работника (статья 89 Трудового кодекса Республики Беларусь).

Если размер начисленной работнику заработной платы окажется ниже размера МЗП, действующего в период, за который производится начисление заработной платы, то наниматель обязан произвести доплату до ее соответствующего размера. При этом доплата до МЗП производится нанимателем ежемесячно.

Доплата до МЗП не производится, если в расчетном периоде работник не выполнил установленные нанимателем месячные или часовые нормы труда, в том числе без уважительной причины не отработал установленную норму рабочего времени (прогул, брак по вине работника и т.д.).

Все выплаты (надбавки, премии, вознаграждения по результатам работы за год, доплаты и др.) в составе начисленной работнику заработной платы, применяемой для определения размера доплаты до МЗП, включаются в полном объеме в заработок того месяца, на который они приходятся согласно лицевому счету работника.

В составе начисленной работнику заработной платы за расчетный период, применяемой для определения размера доплаты до МЗП, не учитываются следующие выплаты:

1. Доплаты за совмещение профессий (должностей), расширение зоны обслуживания (увеличение объема выполняемых работ), выполнение обязанностей временно отсутствующего работника.

2. Заработная плата, начисленная при невыполнении норм выработки, браке и простое не по вине работника; за работу в день проведения республиканского субботника.

3. Выплаты, не связанные с оплатой труда работников за выполненную работу (материальная помощь, вознаграждение, пособие, стоимость подарков и т.д.), предусмотренные законодательством, локальными нормативными правовыми актами, в том числе:

3.1. к отпуску, юбилейным датам, праздникам, торжественным событиям, на оздоровление, лечение, отдых, при выходе на пенсию;

3.2. по итогам соревнований, смотров-конкурсов, в том числе связанных с производственной деятельностью, за обеспечение подготовки и проведения фестивалей-ярмарок;

3.3. при рождении ребенка, по уходу за ребенком, в связи с усыновлением (удочерением) ребенка, инвалидам, многодетным семьям;

3.4. работникам, имеющим детей-инвалидов, находящимся в отпуске по беременности и родам;

3.5. денежная помощь, ежемесячные доплаты к заработной плате молодым специалистам с высшим или средним специальным образованием.

4. Выплаты компенсирующего характера, включая выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда, в том числе:

4.1. оплата за работу в сверхурочное время, выходные дни, государственные праздники и праздничные дни, установленные и объявленные Президентом Республики Беларусь нерабочими, которые отработаны сверх установленной нанимателем нормы продолжительности рабочего времени;

4.2. надбавки и доплаты, установленные за работу в особых условиях труда (на тяжелых работах, на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на территориях радиоактивного загрязнения, подземных работах и т.д.);

4.3. доплаты за работу в ночное время или в ночную смену при сменном режиме работы, за разделение рабочего дня на части;

4.4. надбавки (компенсация) за подвижной и разъездной характер работ, производство работ вахтовым методом, за постоянную работу в пути, работу вне постоянного места жительства (полевое довольствие), выплачиваемые работникам в соответствии с законодательством;

4.5. за неиспользованный отпуск, на питание, и в том числе предоставляемое бесплатно, на проезд, приобретение методической литературы, предметных журналов и периодических изданий, в связи с переездом на работу в другую местность, по найму жилья.

5. Оплата за неотработанное время, в течение которого законодательством, локальными нормативными правовыми актами предусмотрено сохранение среднего заработка, в том числе за:

5.1. время трудовых и социальных отпусков, свободных от работы дней;

5.2. время выполнения государственных, общественных, воинских обязанностей;

5.3. время нахождения на обследовании или осмотре в медицинских учреждениях, повышении квалификации, стажировке, переподготовке и профессиональной подготовке, сельскохозяйственных и других работах.

6. Все выплаты и расходы, не отражаемые в составе фонда заработной платы, при заполнении форм государственных статистических наблюдений статистических показателей по труду, в том числе:

6.1. выходное пособие (компенсация), выплачиваемое в случаях прекращения трудового договора (контракта);

6.2. пособия и другие выплаты за счет средств государственного социального страхования; страховые выплаты по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

6.3. командировочные расходы в пределах и сверх норм, установленных законодательством;

6.4. стоимость выданной форменной одежды, обмундирования, спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, молока и лечебно-профилактического питания или возмещение затрат работникам на приобретение и содержание форменной одежды, обмундирования, спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты;

6.5. возмещение вреда, определяемое судом;

6.6. авторские вознаграждения, выплачиваемые по договорам на создание и использование произведений науки, литературы и искусства, а также вознаграждения авторам открытий, изобретений, промышленных образцов и тому подобное;

6.7. оплата абонементов в группы здоровья, занятий в секциях, клубах, услуг связи, культурно-зрелищных и спортивных мероприятий, подписки на газеты и журналы для личного пользования, возмещение платы родителей за содержание детей в учреждениях дошкольного образования;

6.8. в связи со смертью близких родственников, стихийным бедствием, пожаром, увечьем, тяжелой болезнью и другими семейными обстоятельствами;

6.9. предоставленные субсидии на строительство (реконструкцию жилых помещений), приобретение жилья, обзаведение домашним хозяйством;

6.10. доходы от участия работников в собственности организации (дивиденды, проценты, выплаты по долевым паям, акциям и т.д.);

6.11. в возмещение дополнительных расходов, связанных с выполнением работниками трудовых обязанностей (затрат за использование принадлежащих работникам транспортных средств, оборудования, инструментов и другого имущества для нужд организации);

6.12. страховые платежи (взносы), уплачиваемые организацией по договорам личного, имущественного и иного страхования в пользу работников.

Почему важен МРОТ? По многим причинам. Прежде всего, от него зависит заработная плата. Работодатель не имеет права платить сотрудникам, работающим на условиях полного дня, зарплату ниже МРОТ, о чем говорится в ст. 133 ТК РФ: «Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда».

Роструд на своем официальном сайте уточняет, что заработная плата может быть меньше МРОТ, если работник работает в режиме неполной занятости или по совместительству. «Оклад может быть меньше МРОТ. Заработная плата включает в себя кроме оклада компенсационные выплаты, различные надбавки и стимулирующие выплаты (ст. 129 ТК РФ). Таким образом, с учетом всех надбавок к окладу или поощрений работник получает сумму, большую или равную МРОТ. Если зарплата работника все-таки меньше установленного минимального размера оплаты труда, работодателю необходимо произвести доплату до величины МРОТ».

Ведение бизнеса по закону. Сервисы для ИП и ООО младше 3 месяцев

Работодатель должен понимать, что он сильно рискует, если его работники получают зарплату ниже МРОТ. Трудовая инспекция может оштрафовать его. Согласно ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ, такое нарушение влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 000 до 20 000 руб.; на юрлиц — от 30 000 до 50 000 руб.

За повторное нарушение штраф на должностных лиц составляет от 20 000 до 30 000 руб. или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юрлиц — от 50 000 до 100 000 руб.

Зарплата меньше МРОТ у совместителя, работающего неполный рабочий день

Эксперты Роструда обращают внимание на то, что при совместительстве оплата труда должна быть не ниже МРОТ, исчисленного пропорционально отработанному времени — в зависимости от выработки или на других условиях, определенных трудовым договором (ст. 285 ТК РФ).

Таким образом, оплата труда совместителю не должна быть ниже МРОТ, исчисленного пропорционально отработанному времени.

Что мы знаем о минимальном размере оплаты труда

Версия для печати

Что такое МРОТ

Аббревиатура МРОТ обозначает минимальный размер оплаты труда, устанавливаемый на федеральном уровне. То есть сумму, меньше которой работодатель по закону не может платить работнику при условии, что тот на полной ставке отработал месяц без нареканий.

В соответствии с законом, МРОТ не может быть ниже прожиточного минимума (ПМ), о чем говорит ст. 133 ТК РФ. Добиться исполнения закона Федерации независимых профсоюзов России удалось с 1 мая 2018 года. С этой даты МРОТ приравнен к прожиточному минимуму не только на бумаге, но и в жизни.

Читать еще:  Если я продала машину автосалону кто платит транспортный налог

Размер МРОТ

С 1 мая 2018 года МРОТ приравнен к прожиточному минимуму, который в настоящий момент составляет 11 163 рубля. Сумма минимального размера оплаты труда регулярно индексируется на уровень официальной инфляции. На повышение оплаты труда бюджетников деньги выделяют из федерального бюджета. В тоже время, коммерческие компании должны повышать зарплаты сотрудников из собственных средств.

Стоит отметить, что кроме МРОТ, гарантированного на федеральном уровне, правительство каждого отдельного региона может устанавливать собственный уровень минимальной зарплаты (конечно, при условии, что он не ниже федеральной гарантии). Например, минимальная зарплата в 2018 году в Москве — 18 742 рубля, в Санкт-Петербурге — 17 000 рублей, в Московской области — 13 750 рублей. Цифра минимальной заработной платы для каждого региона – своя. Полный список актуальных минимальных зарплат для каждого из регионов вы можете найти в специальной таблице.

Если платят ниже МРОТ

Выплачивать зарплату ниже минимального размера оплаты труда – незаконно. Если работники столкнулись с выплатой ниже МРОТ, им следует обратиться в профсоюзную организацию и трудовую инспекцию. Такое нарушение может повлечь не только крупный штраф, но и дисквалификацию работодателя.

В случае, если нарушение зафиксировано впервые, руководству придется расстаться с незначительной суммой — от 1000 до 5000 рублей. А вот при повторном нарушении возможен не только крупный штраф, но и отстранение руководителя от работы сроком на 1 — 3 года с запретом занимать руководящие должности. Отдельные санкции предусмотрены для юрлица. При первом нарушении со счета могут списать от 30 000 до 50 000 рублей, при повторном – от 50 000 до 70 000 рублей.

Подробнее о том, как работодатели получают по заслугам за невыплату зарплаты, читайте в материале «Преступления и наказания».

«А»-справка: статья 133 ТК РФ

Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.

Минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом, обеспечивается:

организациями, финансируемыми из федерального бюджета, — за счет средств федерального бюджета, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

организациями, финансируемыми из бюджетов субъектов Российской Федерации, — за счет средств бюджетов субъектов РФ, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

организациями, финансируемыми из местных бюджетов, — за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

другими работодателями — за счет собственных средств.

Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

История МРОТ

Пункт о том, что МРОТ не может быть ниже прожиточного минимума трудоспособного населения, появился в Трудовом кодексе РФ в 2001 году. Вместе с тем другая статья – 421 ТК РФ – противоречит этому утверждению. В ней говорится, что порядок и сроки поэтапного повышения минимального размера оплаты труда до размера, предусмотренного ч. 1 ст. 133 настоящего Кодекса, устанавливаются федеральным законом. Таким образом, правительство брало на себя обязательство увеличивать МРОТ до размеров ПМ, но точная дата, когда это должно произойти, окончательно не указывалась. Стоит отметить, российские профсоюзы настойчиво и последовательно требовали от правительства страны доведения МРОТ до необходимой величины. Вплотную приблизиться к исполнению требований ст.133 ТК РФ удалось в 2018 году.

12 мая 2017 года президент Владимир Путин на встрече с председателем ФНПР Михаилом Шмаковым заявил, что в правительстве обсуждается возможность повышения МРОТ сразу до прожиточного минимума. Как результат, в сентябре 2017 года Путин поставил перед правительством задачу внести в Госдуму инициативу о приравнивании МРОТ к ПМ с 1 января 2019 года.

Профсоюзы настаивали на ускорении процесса. В ходе прямой линии 13 октября 2017 года председатель ФНПР еще раз заявил, что «добиться повышения МРОТ до прожиточного минимума нужно уже в 2018 году». В итоге это профсоюзам удалось. 10 января 2018 года Владимир Путин пообещал, что МРОТ уравняют с прожиточным минимумом с 1 мая 2018 года. Документ предлагает установить МРОТ с этой даты в размере 11 163 руб. в месяц, доведя его до величины ПМ трудоспособного населения. Реализация положений законопроекта коснется 3 млн человек, из которых 1,6 млн заняты в государственных и муниципальных учреждениях.

Согласно финансово-экономическому обоснованию к проекту, суммарные расходы на повышение зарплаты работников бюджетной сферы в 2018 году составят 39,3 млрд рублей, в том числе работников федеральных государственных учреждений — 7,5 млрд рублей, а региональных и муниципальных — 31,8 млрд.

С 1 мая МРОТ официально приравнен к сумме прожиточного минимума.

МРОТ и надбавки

В последнее десятилетие отдельной темой в рамках обсуждения МРОТ было начисление различных надбавок к зарплате. Дело в том, что в статьях Трудового Кодекса РФ четко не прописано, должны ли дополнительные выплаты входить в «тело» МРОТ или же начисляться сверх него. Профсоюзы настаивали, что сумма МРОТ – постоянная величина, и любые надбавки необходимо на нее начислять. Представители же финансово-экономического блока правительства придерживались обратной позиции.

Неразбериху в этот вопрос внесли и противоположные решения Верховного суда и его президиума. Начиная с 2011 года ВС РФ неоднократно в своих определениях высказывал позицию, что зарплата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее МРОТ, после чего на нее должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы. Суд указывал, что при установлении системы оплаты труда в организациях Крайнего Севера неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, должны быть компенсированы специальным коэффициентом и надбавкой к зарплате. За несколько лет с учетом этого решения сложилась многочисленная судебная практика судов общей юрисдикции различного уровня.

Однако с 2016 года позиция Верховного суда по этому вопросу изменилась, о чем свидетельствуют определения судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ. По указанным делам истцы ссылались на то, что их месячная зарплата ниже установленного в РФ МРОТ, а величина районного коэффициента включается в состав минимальной заработной платы. ВС РФ указал, что трудовое законодательство допускает установление окладов (тарифных ставок) как составной части зарплаты работников в размере менее МРОТ при условии, что размер месячной зарплаты, включающей все элементы, в том числе районные коэффициенты и надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, будет не меньше установленного федеральным законом МРОТ. Интересно, что практически у каждого ведомства, связанного с экономикой и трудом, есть свое мнение относительно принципов начисления МРОТ. Подробнее об этом читайте в материале «Солидарности» «Битва за МРОТ».

Урегулировать вопрос с «северными» профсоюзам удалось в декабре 2017 года, воспользовавшись обращением граждан в Конституционный суд. Его постановление гласит, что в минимальный размер оплаты труда не должны включаться различные надбавки и компенсации, включая северные выплаты. Соответствующий вердикт суд вынес 7 декабря, оглашая приговор по делу о проверке конституционности положений ст. 129, 133 и 133.1 Трудового кодекса.

“Конституционный суд неоднократно подчеркивал, что в системе оплаты труда должна соблюдаться и норма, гарантирующая добросовестному работнику зарплату не ниже МРОТ, и другие нормы трудового законодательства, в частности, правило об оплате труда в повышенном размере в северных районах. Такая повышенная оплата должна производиться после определения размера зарплаты и выполнения требования об обеспечении МРОТ. Соответственно, районный коэффициент и процентная надбавка не могут включаться в состав минимального размера заработной платы.

В противном случае зарплата в местностях с особыми климатическими условиями могла бы не отличаться от оплаты труда в регионах с благоприятным климатом. Таким образом, гарантия повышенной оплаты труда в неблагоприятных условиях утрачивала бы реальное содержание, превращаясь в фикцию, а право граждан на компенсацию повышенных затрат оказалось бы нарушенным. Нарушались бы и конституционные принципы равенства и справедливости, из которых вытекает обязанность государства обеспечить справедливую, основанную на объективных критериях заработную плату и не допустить применения одинаковых правил к работникам, находящимся в разном положении”.

Кстати, подробнее о том, почему в МРОТ не должны включаться стимулирующие и компенсационные надбавки, читайте в карточках «Солидарности» на эту тему.

Минимальная заработная плата в Сахалинской области

О минимальном размере оплаты труда в Сахалинской области

Вниманию работодателей!
В Сахалинской области 1 марта 2020 года вступило в силу Соглашение о минимальной заработной плате в Сахалинской области на 2020 год, подписанное сторонами социального партнерства 10 февраля 2020 года.

Соглашение предусматривает минимальную заработную плату в Сахалинской области в размере 12 400 рублей (до удержания налога на доходы физических лиц). К минимальной заработной плате должны применяться районный коэффициент и процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в соответствии со статьей 315 Трудового кодекса Российской Федерации.

Исходя из этого, работнику, который отработал за месяц норму рабочего времени, выполнил трудовые обязанности и обладает правом на выплату процентных надбавок в полном размере, работодатель должен обеспечить начисление заработной платы (до удержания НДФЛ), в следующих размерах:

• в Александровск-Сахалинском, Анивском, Долинском, Корсаковском, Макаровском, Невельском, Поронайском, Смирныховском, Томаринском, Тымовском, Углегорском, Холмском районах, городе Южно-Сахалинск – не менее 26 040 руб.;
• в Ногликском, Охинском районах – не менее 32 240 руб.;
• в Курильском, Северо-Курильском и Южно-Курильском районах – не менее 34 720 руб.

Действие Соглашения не распространяется на работников организаций, финансируемых из федерального бюджета.

Минимальные гарантии по оплате труда работников Сахалинской области, установленные региональными отраслевыми соглашениями

Для работников на Сахалине и Курилах действуют минимальные гарантии по оплате труда, установленные региональными отраслевыми соглашениями в следующих сферах:

  • сельское хозяйство;
  • рыбное хозяйство;
  • дорожное хозяйство;
  • ЖКХ;
  • строительство.

Брошюра «Минимальные гарантии по оплате труда работников Сахалинской области», установленные региональными отраслевыми соглашениями»

О минимальном размере оплаты труда в Сахалинской области с 1 января 2020 года

Вниманию работодателей!
Согласно статье 1 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» с 1 января 2020 года минимальный размер оплаты труда (МРОТ) в Российской Федерации составляет 12 130 рублей в месяц.

Постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 07.12.2017 № 38-П определено, что минимальная заработная плата работника, работающего в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях должна быть не ниже установленного федеральным законом МРОТ с применением районного коэффициента и процентной надбавки, которые выплачиваются за работу в местностях с особыми климатическими условиями.

В связи с этим, работодатели Сахалинской области должны обеспечить начисление заработной платы работникам, отработавшим за месяц норму рабочего времени, выполнившим нормы труда (трудовые обязанности) и имеющим право на выплату процентных надбавок за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в полном размере, не ниже установленного федеральным законом МРОТ с применением районного коэффициента и процентных надбавок, до удержания НДФЛ в следующих размерах:

• в Александровск-Сахалинском, Анивском, Долинском, Корсаковском, Макаровском, Невельском, Поронайском, Смирныховском, Томаринском, Тымовском, Углегорском, Холмском районах, городе Южно-Сахалинск – 25 473 рубля;

• в Ногликском, Охинском районах – 31 538 рублей;

• в Курильском, Северо-Курильском и Южно-Курильском районах – 33 964 рубля.

Выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, производимые в соответствии со статьями 147, 151, 152, 153, 154 Трудового кодекса Российской Федерации, в МРОТ не включаются.

О минимальном размере оплаты труда в Сахалинской области с 1 января 2019 года

Вниманию работодателей! С 1 января 2019 года вступает в силу Федеральный закон от 25.12.2018 № 481-ФЗ, которым внесены изменения в Федеральный закон от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда». С 1 января 2019 года минимальный размер оплаты труда (МРОТ) в Российской Федерации составит 11 280 рублей в месяц.

С учетом позиции, выраженной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 07.12.2017 № 38-П, о применении к МРОТ районного коэффициента и процентных надбавок в тех местностях и районах, где они установлены, минимальный размер оплаты труда в Сахалинской области за полностью отработанную работником норму рабочего времени и выполненные нормы труда (трудовые обязанности), при условии, что работник обладает правом на выплату процентных надбавок в полном размере, до удержания НДФЛ составит:

• в Александровск-Сахалинском, Анивском, Долинском, Корсаковском, Макаровском, Невельском, Поронайском, Смирныховском, Томаринском, Тымовском, Углегорском, Холмском районах, городе Южно-Сахалинск – 23 688 рублей;

• в Ногликском, Охинском районах – 29 328 рублей;

• в Курильском, Северо-Курильском и Южно-Курильском районах – 31 584 рублей.

Читать еще:  Если вещь оплачивалась картой возврат наличными

Выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, производимые в соответствии со статьями 147, 151, 152, 153, 154 Трудового кодекса Российской Федерации, в МРОТ не включаются.

О неправомерности установления «доплаты до МРОТ».

В последнее время участились случаи обращения в адрес агентства работников организаций различных форм собственности по вопросу правомерности установления им «доплаты до МРОТ», а также обращения работодателей, о возможности применения такой доплаты.

В связи с этим считаем необходимым довести до сведения заинтересованных лиц следующую информацию.

Статьей 37 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (далее – МРОТ).

Согласно статье 133 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ), месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже МРОТ.

Определение понятия «заработная плата» установлено частью 1 статьи 129 ТК РФ, согласно которому «заработная плата» — это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные и стимулирующие выплаты.

Перечень выплат, относимых законодательством к компенсационным, установлен ТК РФ. К таковым, например, относятся доплаты за совмещение профессий (должностей), за расширение зон обслуживания или увеличение объема выполняемых работ, за исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором; повышенная оплата за работу в выходные и нерабочие праздничные дни, за работу в ночное время, за сверхурочную работу и так далее.

К стимулирующим выплатам относятся выплаты, призванные стимулировать работника к достижению определенных показателей, более эффективному труду, например, премия по итогам работы, надбавка за стаж непрерывной работы и так далее.

Законодательство не предусматривает установление каких-либо «доплат до МРОТ», поскольку подобного вида выплату невозможно отнести ни к компенсационным, ни к стимулирующим. В связи с этим установление работникам, чья заработная плата не достигает МРОТ, «доплат до МРОТ» недопустимо.

Работодатель должен таким образом выстроить систему оплаты труда, чтобы заработная плата низкоквалифицированных работников была не ниже минимального размера оплаты труда, и при этом была соблюдена дифференциация в оплате труда иных категорий работников, которым для осуществления должностных (трудовых) обязанностей необходимо, например, наличие образования соответствующего уровня.

Необходимо иметь в виду, что МРОТ не является минимальным окладом (должностным окладом) или минимальной тарифной ставкой.

Оклады (должностные оклады), тарифные ставки работников, предусмотренные системами оплаты труда, могут быть ниже величины МРОТ, а МРОТ, в свою очередь, может включать в себя выплаты стимулирующего характера, например, премию по итогам работы за месяц, поскольку законодательство не содержит обратного запрета.

О минимальном размере оплаты труда в Российской Федерации с 1 мая 2018 года

Вниманию работодателей! С 1 мая 2018 года вступает в силу Федеральный закон от 07.03.2018 № 41-ФЗ, внесший изменения в Федеральный закон от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», согласно которому минимальный размер оплаты труда (МРОТ) в Российской Федерации с 1 мая 2018 года составит 11 163 рублей в месяц.

Постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 07.12.2017 № 38-П определено, что минимальная заработная плата работника, работающего в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях должна быть не ниже установленного федеральным законом МРОТ с применением районного коэффициента и процентной надбавки, начисляемых за работу в местностях с особыми климатическими условиями, которые не могут включаться в состав минимального размера заработной платы в субъекте Российской Федерации.

Исходя из этого, работодатели Сахалинской области обязаны обеспечить начисление заработной платы работникам, работающим в нормальных условиях, отработавшим норму рабочего времени и выполнившим нормы труда (трудовые обязанности), и имеющим право на выплату в полном размере процентных надбавок за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в размере, не менее:

• в Александровск-Сахалинском, Анивском, Долинском, Корсаковском, Макаровском, Невельском, Поронайском, Смирныховском, Томаринском, Тымовском, Углегорском, Холмском районах, городе Южно-Сахалинск – 23 442,30 рублей.;

• в Ногликском, Охинском районах – 29 023,80 руб.;

• в Курильском, Северо-Курильском и Южно-Курильском районах – 31 256,40 руб.

Выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, производимые в соответствии со статьями 147, 151, 152, 153, 154 Трудового кодекса Российской Федерации, в МРОТ не включаются.

О минимальном размере оплаты труда

Согласно Федеральному закону от 19.06.2000 №82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» с 1 мая текущего года МРОТ составляет 11163 рубля.

Как у работников, так и у большинства работодателей, в основном внебюджетного сектора экономики, возникает вопрос – эта сумма включает в себя районный коэффициент и процентные надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или же нет?

Ответ прост. На сегодня уже всем известно, что в декабре 2017 года Конституционный Суд Российской Федерации, проанализировав нормативные правовые акты, регулирующие сферу трудовых правоотношений, сложившуюся правоприменительную практику, постановлением № 38-П определил, что в тех субъектах Российской Федерации, где к заработной плате работников применяются районный коэффициент и процентные надбавки, они не могут включаться в состав минимальной заработной платы.

Следовательно, месячная заработная плата работников, полностью отработавших норму рабочего времени и выполнивших нормы труда, должна быть не ниже, чем минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом, с применением к нему районного коэффициента и процентных надбавок.

Такая позиция представляется совершенно справедливой. Районный коэффициент и процентные надбавки – это выплаты компенсационного характера, специально установленные для возмещения материальных и физиологических затрат работника, которые связаны с работой в особых природно-климатических условиях.

Применение МРОТ в одинаковом размере в регионах с благоприятным климатом и в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях, противоречило бы принципу справедливости при регулировании оплаты труда и привело бы к нарушению права граждан на компенсацию повышенных физиологических затрат, связанных с работой и проживанием в неблагоприятных природно-климатических условиях.

Одновременно нельзя забывать о том, что в соответствии со статьей 132 ТК РФ заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, а также сложности выполняемой работы, поэтому заработная плата работников различной квалификации, например, сторожа и инженера, не может быть одинаковой и равняться МРОТ.

В случае, если разным работникам, один из которых трудится в нормальных условиях, а другой – в условиях, отклоняющихся от нормальных, будет начислена заработная плата в одинаковом размере, будет нарушено право работника на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации, установленное статьей 37 Конституции Российской Федерации, а также нормы статей 3 и 132 ТК РФ.

Кроме того, статьей 133 ТК РФ установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Из этого следует, что работнику гарантируется минимальный размер оплаты труда при условии, что им отработана норма рабочего времени и выполнены нормы труда. Следовательно, компенсационные выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, например, за работу в ночное и сверхурочное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, при совмещении профессий (должностей) и так далее, не могут включаться в МРОТ и должны начисляться сверх него.

Наряду с этим, сторонам трудовых отношений следует помнить, что статьей 22 ТК РФ на работодателя возложена обязанность обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности.

Труд в нормальных условиях и труд в условиях, отклоняющихся от нормальных, нельзя признать трудом равной ценности, следовательно, он должен оплачиваться по-разному.

В случае одинаковой оплаты такого труда будет иметь место дискриминация одних работников по сравнению с другими, что может повлечь за собой негативные для работодателя последствия.

При нарушении работодателем норм трудового законодательства, в том числе установлении заработной платы работникам в размере ниже установленного федеральным законодательством, он может быть привлечен к ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Приказ о доплате до МРОТ (образец)

Унифицированной/типовой формы приказа об осуществлении доплаты работнику, чья зарплата не достигает уровня МРОТ, не существует.

Рекомендуем! Названный распорядительный документ может быть составлен в свободной форме с учетом сложившихся в организации особенностей документооборота и требований локальной документации.

Вместе с этим изданию приказа об увеличении оклада должно предшествовать проведение следующих кадровых процедур:

  • Заключение допсоглашения к трудовому договору. В этом документе необходимо согласовать новый размер оклада с работником, т. к. сумма вознаграждения за труд – значимое условие трудового договора (ст. 72 ТК РФ).
  • Внесение изменений в штатное расписание (при необходимости) или издание нового штатного расписания с актуальными данными.

В целом содержание приказа о доплате до МРОТ должно предусматривать следующую информацию:

  • наименование документа и его реквизиты;
  • основания для осуществления доплаты – несоответствие уровня зарплаты установленному МРОТ, в т. ч. ссылка на соответствующий НПА федерального или регионального уровня, регламентирующего актуальную сумму МРОТ;
  • сведения о сотруднике, в отношении которого издается данный приказ: фамилия, имя, отчество, должность, наименование структурного подразделения, в котором он трудоустроен;
  • размер доплаты;
  • дата осуществления доплаты;
  • указание ответственных за исполнение приказа лиц;
  • подпись уполномоченного лица работодателя с расшифровкой;
  • подписи с расшифровкой лиц, ответственных за исполнение приказа, и надпись «с приказом ознакомлен(а)», дата ознакомления.

Образец упомянутого документа можно найти по ссылке ниже: Приказ о доплате до МРОТ – образец.

КС разъяснил, как должна начисляться зарплата за сверхурочную работу

11 апреля Конституционный Суд РФ вынес Постановление № 17-П по делу о проверке конституционности ряда положений ТК РФ, касающихся начисления заработной платы за условия труда, отличающиеся от нормальных (сверхурочно, в ночное время, выходные и праздники).

Как суды решали вопрос о справедливой зарплате

Поводом к рассмотрению стала жалоба жителя Иркутской области Сергея Жарова, работающего сторожем в АО «Витимэнерго». Ему был установлен должностной оклад в размере 4268 руб., районный коэффициент, надбавка за работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также иные надбавки и доплаты, предусмотренные локальными нормативными актами работодателя. Сверхурочная работа, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни оплачивалась в повышенном размере исходя из оклада. Поскольку должностной оклад Жарова был ниже минимальной зарплаты в Иркутской области, зарплата рассчитывалась исходя из того, что ее размер, с учетом указанных доплат, должен быть не ниже МРОТ.

Полагая, что действия работодателя нарушают его право на справедливую зарплату, гражданин обратился в суд с иском о взыскании с работодателя недополученной зарплаты в сумме 44 тыс. руб. за период с 1 февраля по 30 апреля 2018 г. При этом истец указал, что в минимальный размер оплаты труда были включены должностной оклад за фактически отработанное время по графику дежурств, доплата за работу в выходные и праздники, а также за сверхурочную работу. Тем самым ответчик установил такую систему оплаты труда, которая уравнивает зарплату работников, работавших в нормальных условиях, и труд истца, работавшего в условиях, отклоняющихся от нормальных, что противоречит ст. 129 и 132 ТК, согласно которым зарплата должна зависеть от количества и качества его работы и не может быть ограничена минимальным размером.

Суд частично удовлетворил требования истца, взыскав с общества в его пользу более 16 тыс. руб. При этом суд счел, что за основу оплаты труда Сергея Жарова в 2017 г. следует принять размер минимальной зарплаты в Иркутской области, установленный Региональным соглашением от 26 января 2017 г. (12 652 руб.), а в январе 2018 г. – в связи с расторжением данного соглашения, – МРОТ, установленный на федеральном уровне (9 489 руб.), исходя из которого необходимо исчислять оплату фактически отработанного времени согласно графику дежурств и к полученной сумме прибавлять сумму оплаты в повышенном размере (за работу сверхурочно, в ночное время и т.д.), а также начислять районный коэффициент и процентную надбавку.

Апелляционная инстанция изменила данное решение, уменьшив сумму, подлежащую взысканию в пользу гражданина, – она составила чуть более 15 тыс. руб. При этом суд исходил из того, что размер зарплаты с учетом всех компенсационных и стимулирующих выплат должен быть не менее МРОТ, после чего на эту сумму начисляются районный коэффициент и процентная надбавка.

Выводы Конституционного Суда

Не согласившись с решениями судов, заявитель обратился в КС, указав, что положения ст. 129, ч. 1 и 3 ст. 133, а также ч. 1–4 и 11 ст. 133.1 ТК не соответствуют Конституции, поскольку позволяют работодателю устанавливать заработную плату, размер которой с учетом компенсационных и стимулирующих выплат не превышает МРОТ, что нарушает его право на повышенный размер оплаты труда в условиях, отклоняющихся от нормальных.

Читать еще:  Как верггуть в иагазин тюдь

Рассмотрев жалобу, Конституционный Суд отметил, что согласно ст. 149, 152–154 ТК повышенный размер оплаты сверхурочной работы, а также труда в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни обусловлен повышенными трудозатратами работника, вызванными сокращением времени отдыха либо работой в то время, которое биологически не предназначено для активной деятельности, а также лишением работника возможности распоряжаться временем отдыха, использовать его по прямому назначению. Это, указал Суд, приводит к дополнительной физиологической и психоэмоциональной нагрузке и создает угрозу причинения вреда здоровью работой в ночное время либо сокращением времени на восстановление сил и работоспособности.

«Приведенное законодательное регулирование призвано не только компенсировать работнику отрицательные последствия отклонения условий его работы от нормальных, но и гарантировать эффективное осуществление им права на справедливую заработную плату, что отвечает целям трудового законодательства и согласуется с основными направлениями государственной политики в области охраны труда, одним из которых является приоритет сохранения жизни и здоровья работников», – сообщается в постановлении.

Также указано, что согласно положениям ТК привлечение к работе сверхурочно, а также в выходные и праздники не может производиться на регулярной основе (кроме случаев трудоустройства исключительно для работы в ночное время). При этом при сменной работе количество ночных смен в разных периодах может различаться. Таким образом, выплаты за сверхурочную работу, а также за труд в ночное время, выходные и праздники, в отличие от компенсационных выплат иного характера (в частности, за работу в особых климатических условиях), не могут включаться в состав ежемесячной зарплаты.

КС также указал, что институт МРОТ по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления минимума денежных средств, гарантированного работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума (Постановление от 27 ноября 2008 г. № 11-П). При этом вознаграждение за труд в размере не ниже МРОТ гарантируется каждому, и определение его величины должно основываться на характеристиках труда, без учета особых условий его осуществления.

В постановлении подчеркивается, что положения оспариваемых норм ТК в системной связи со ст. 149, 152–154 предполагают наряду с соблюдением гарантии об установлении зарплаты не ниже МРОТ определение справедливой зарплаты в зависимости от квалификации работника, сложности работы, количества и качества затраченного труда, а также повышенную оплату за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных.

«Соответственно, каждому работнику в равной мере должны быть обеспечены как заработная плата в размере не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы), так и повышенная оплата в случае выполнения работы в условиях, отклоняющихся от нормальных, в том числе за сверхурочную работу, работу в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни», – указано в документе.

В противном случае, добавил КС, зарплата лиц, привлеченных к работе в условиях, отличающихся от нормальных, не отличалась бы от оплаты труда при работе в обычных условиях, что ставило бы указанных лиц в равное положение с теми, кто выполняет аналогичную работу в рамках установленной продолжительности рабочего дня (смены), в дневное время, в будни. Это, полагает Суд, приводило бы к несоразмерному ограничению трудовых прав работников и противоречило конституционным принципам юридического равенства и справедливости. Кроме того, это противоречило бы положениям ч. 3 ст. 37 Конституции, гарантирующей вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации.

Таким образом, резюмировала высшая судебная инстанция, оспариваемые законоположения не противоречат Конституции, поскольку не предполагают включение в состав заработной платы (ее части), не превышающей МРОТ, повышенной оплаты сверхурочной работы, а также в ночное время, выходные и праздники. В связи с этим правоприменительные решения по делу заявителя КС постановил пересмотреть.

Эксперты «АГ» поддержали позицию Суда

Комментируя «АГ» постановление, управляющий партнер АБ Ольги Башковой Ольга Башкова отметила его высокую практическую значимость. «В своей правоприменительной деятельности столкнулась с вопросом о правильности начисления заработной платы при условии работы в выходные, праздничные дни и ночное время, – пояснила она. – Думается, что данное постановление будет полезно не только судам, но и бухгалтерам, а также трудовой инспекции и другим контрольным органам, так как оно исключило все иные толкования правильности начисления зарплаты».

По мнению партнера и руководителя практики трудового права Группы правовых компаний «ИНТЕЛЛЕКТ-С» Анны Устюшенко, необходимость пересмотра иска работника, на которую указал КС, не означает, что суды общей юрисдикции недостаточно компетентны и не разобрались в своих же вопросах. «Проблема в том, что ст. 129 ТК сформулирована неудачно: ее формальное толкование влечет подобные выводы, которые часто делают суды», – пояснила она.

Так, частью 1 указанной статьи в число компенсационных выплат (одна из трех составных частей зарплаты) включены «доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных». При этом ст. 149 ТК к работе в условиях, отклоняющихся от нормальных, прямо отнесены сверхурочная работа, а также работа в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни. «Вот и получается, что, если толковать ст. 129 ТК формально, отсекая общие принципы и логику назначения выплат, которую очень точно описал КС, соблазн включить доплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, в состав зарплаты и подвести всю совокупность начисленного под требование ст. 133 ТК очень велик», – подчеркнула эксперт.

Анна Устюшенко полагает, что ТК недостает небольшого, но важного дополнения – указания, что перечисленные в ст. 149 доплаты хоть и включаются в состав зарплаты по смыслу ст. 129, но не учитываются при сравнении месячной зарплаты работника, отработавшего норму рабочего времени, с МРОТ. «Иначе получается, что судьям, принимающим “правильные” решения (использующим ту же логику, что и КС), приходится выходить за пределы права и мотивировать свои решения рассуждениями “про жизнь”, каждый раз по-своему обосновывая невключение отдельных доплат в состав заработной платы применительно к ее сравнению с МРОТ», – добавила она.

В связи с этим данное постановление эксперт оценила весьма позитивно. «Особенно приятно, что КС сформулировал обоснование, почему труд в условиях, отклоняющихся от нормальных, подлежит оплате сверх минимума, – подчеркнула Анна Устюшенко. – Таким образом, КС высказался не только “про право”, но и “про жизнь”, чем существенно облегчил задачу судей».

По мнению адвоката ПА Нижегородской области Василия Шавина, КС продолжает «гнуть свою линию», последовательно корректируя судебную, а за ней и правоприменительную практику уменьшения «и без того нищенских зарплат людей». «Причем вполне очевидно, что работодатели используют для этого “грязные трюки”, – пояснил он. – Почти все их мы можем видеть в постановлении: установление оклада ниже МРОТ (в примере – втрое ниже!), начисление дополнительных выплат (за работу в ночное время, сверхурочно и проч.) только на оклад и т.д.».

Адвокат добавил, что суды общей юрисдикции – как описано в постановлении и подтверждается его собственной практикой, – получили импульс на исправление ситуации по правильному применению конструкции МРОТ и реализуют его, но в ограниченном объеме. «В оправдание судов необходимо сказать, что первым сумятицу внес законодатель, неуклюже (но в своих интересах) изменив сначала в 2006 г. ст. 129 ТК, а в 2007 г. – ст. 133, которые как раз и применяются в подобных делах и использованы в рассмотренном споре», – подчеркнул он.

Василий Шавин добавил, что на вопрос о том, каким образом оклад работника может быть меньше МРОТ, если его зарплата не должна быть меньше указанного минимума, работодатели в лице госпредприятий и учреждений обычно отвечают, что сделали доплату до МРОТ, и этот «вирус» подхватили коммерческие организации. «Приятно, что КС исправил ситуацию. Такие решения изменяют практику – как судебную (довольно быстро), так и правоприменительную (не очень быстро)», – резюмировал он.

МРОТ и прожиточный минимум рассчитают в пользу граждан

С 1 января 2021 года минимальный размер оплаты труда и прожиточный минимум будут рассчитываться по новой методике — исходя из медианной зарплаты и медианного дохода. Предполагающий это законопроект 11 ноября прошёл первое чтение в Госдуме. Как повлияют новые правила на доходы россиян, разбиралась «Парламентская газета».

Что такое МРОТ, прожиточный минимум, медианный доход и медианная зарплата?

Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) — это сумма, меньше которой работодатель не может платить сотруднику за полный месяц работы. Сегодня это 12 130 рублей. Правило действует в том случае, если работник трудился в течение всего месяца полную смену (рабочий день). В противном случае выплаты рассчитываются исходя из пропущенных дней, смен, с учётом больничных листов и т. д.

Прожиточный минимум — минимальный уровень дохода, который считается необходимым для обеспечения определённого (наиболее скромного) уровня жизни в России.

Медианный доход — величина, относительно которой у половины населения доходы выше, а у половины ниже.

Медианная зарплата — показатель, который условно делит всех работающих пополам. У половины заработок выше этого показателя, у половины — ниже.

Как прожиточный минимум определяется сегодня?

Сегодня прожиточный минимум рассчитывается от стоимости условной потребительской корзины — ключевых продовольственных продуктов (хлеб, овощи и фрукты, сахар, соль, чай, мясо, рыба, молоко, масло), непродовольственных товаров, а также услуг, в том числе платежей за ЖКХ. Эта сумма ежеквартально утверждается постановлением Правительства. Причём существуют три показателя — для взрослых трудоспособного возраста, детей и пенсионеров. Также прожиточный минимум устанавливается на региональном уровне и может отличаться от федерального.

МРОТ, согласно действующему законодательству, не может быть меньше величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Это норма закреплена и в обновлённой Конституции.

Как будут рассчитывать МРОТ и прожиточный минимум?

Со следующего года прожиточный минимум будет определяться как 44,2% от величины медианного дохода населения и составит 11 653 рубля. То есть увеличится по сравнению с действующим показателем на 3,7%. Прожиточный минимум будет устанавливаться ежегодно.Минимальный размер оплаты труда составит 42% от медианной заработной платы и будет равен 12 792 рублям. Сейчас — 12 130 рублей. Увеличение МРОТ затронет 3,9 млн человек, из которых 1,8 млн человек — бюджетники, 2,1 млн человек — работники внебюджетного сектора. На очередной год МРОТ будет высчитываться, учитывая значения медианной зарплаты за предыдущий год. В 2022 году размер минимального размера оплаты труда (МРОТ) в России по новой методике расчёта составит 13 394 рубля, в 2023 году — 14 176 рублей.

Соотношения прожиточного минимума к медианному доходу, а МРОТ к медианной зарплате будут пересматриваться не реже одного раза в пять лет.

Что зависит от МРОТ и прожиточного минимума?

От размера прожиточного минимума и МРОТ зависят различные социальные выплаты, например доплаты к пенсии (доходы пожилых россиян не могут быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера в регионе), пособия на детей от 3 до 7 лет, ежемесячные выплаты на первого и второго ребёнка до 3 лет, напомнил первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике Валерий Рязанский. Ряд пособий привязаны к МРОТ в процентном отношении, а другие дают только при условии низких доходов, чтобы довести их до минимального уровня. Соответственно, если вырастет минимум, то и пособия для малообеспеченных граждан могут увеличиться.

Также на МРОТ ориентируются при оплате больничных листов (с 1 апреля сумма пособия за полный календарный месяц не может быть ниже минимального размера оплаты труда), расчёте декретных выплат (если за два года, предшествующих декрету, сотрудница не работала и дохода не имела).

Новая методика расчёта прожиточного минимума приведёт и к росту пенсий, сказал замглавы Минтруда Андрей Пудов на пленарном заседании Госдумы 11 ноября. Создаётся инструмент, который повысит заинтересованность «обелять» заработную плату, потому что её значение влияет напрямую на значение прожиточного минимума. «Уверен в том, что при росте медианной заработной платы в том числе будет расти, соответственно, и значение выплат, с которых осуществляются платежи в Пенсионный фонд России. Больше платежи — больше пенсии», — отметил он.

Почему понадобилось менять систему расчёта?

Размер прожиточного минимума сегодня — это стоимость потребительской корзины, основную долю которой составляют продукты питания. При снижении их стоимости, например в сезон урожая, уменьшается и размер ПМ, пояснила член Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Светлана Бессараб. Кроме того, в отдельных регионах прожиточный минимум искусственно занижается, в том числе для пенсионеров, а это приводит к занижению размеров индексации социальных пенсий.

Согласно новой методике расчёта, рост МРОТа и прожиточного минимума в ближайшие годы будет опережать уровень инфляции, а значит, минимальные доходы хоть немного, но будут расти, отметил первый заместитель руководителя фракции «Единая Россия» Андрей Исаев.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector