Decorltd.ru

ООО «Декор»
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

О новом законе о гражданстве РФ; что меняется в 2019 году

О новом законе о гражданстве РФ – что меняется в 2019 году

Президент упростил получение гражданства РФ украинцам и не только. Новый закон в 2019 году

28 декабря 2018 года был опубликован Федеральный закон о внесении изменений в закон о гражданстве. Документ о котором так много говорили и писали в последние дни. Изменения вступают в силу 29 марта 2019 года.
Все новостные ленты описывали данный, на тот момент еще законопроект, громкими заголовками как «украинцам упростят получение гражданства РФ», «гражданам Украины упростили получение гражданства РФ», «Упрощенное получение гражданства для жителей Донбасса» и т.д. Давайте же разберемся что теперь изменится.
Исходя из текста официально опубликованного документа, можно сделать следующие выводы:

1. Упрощается получение гражданства РФ для соотечественников

В данном контексте под соотечественниками понимаются участники программы переселения соотечественников. С 29 марта 2019 года, участники госпрограммы могут обращаться с заявлением о получении гражданства не только по месту регистрации по месту жительства, а и по месту пребывания, то есть, по миграционному учету.
Что это значит? Ранее, подать заявление на гражданство можно было только при наличии на руках удостоверение участника госпрограммы, РВП и прописки по РВП . Теперь же не обязательно делать прописку по РВП , а подавать на гражданство можно имея на руках регистрацию ( миграционный учет ).
И, нужно отметить, что для ряда соотечественников данная процедура действительно облегчит получение гражданства, так как сократит один этап бумажной волокиты, что несомненно является хорошей новостью.
Если вы еще не знаете что такое программа переселения соотечественников, с подробной и самой актуальной информацией о получении гражданства РФ по программе переселения вы можете ознакомиться по ссылке

Данное изменение касается не только граждан Украины, а в принципе всех участников госпрограммы, вне зависимости от их гражданства.

Для граждан Украины, планирующих получить гражданство РФ, на нашем сайте представлена отдельная статья с подробным описанием получения гражданства России по программе переселения соотечественников в 2019 году гражданами Украины

2. Упрощается получение гражданства для некоторых категорий граждан

С данным пунктом все немного сложнее. Дословно, поправка звучит так: «Президент Российской Федерации в гуманитарных целях вправе определять категории иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих право обратиться с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке, а также порядок подачи ими соответствующих заявлений и перечень предоставляемых документов.»
То есть, по усмотрению Президента, будет определена некая категория граждан, которая сможет получить гражданство в упрощенном порядке. Какая категория граждан попадет под это упрощение пока непонятно, возможно будет упрощенное получение гражданства для граждан ДНР и ЛНР, либо для упрощенное получение гражданства для граждан имеющих временное убежище . Сказать точно можно будет только после того, как появится соответствующее разъяснение или Указ Президента.

Заключение.
По сути, в закон вносятся две существенные поправки, которые, были ожидаемы. Чего не произошло? Предполагалось, что для участников программы переселения отменять необходимость предоставления нотариального отказа от имеющегося гражданства и, конечно, большая часть граждан Украины ожидала того, что упрощения коснутся получения гражданства РФ в принципе, а не только участников программы переселения.
Но учитывая то, какое количество граждан Украины ежегодно принимает участие в программе переселения соотечественников, данные изменения в законодательстве, все же действительно упростят получение гражданства по программе переселения соотечественников и не стоит забывать, что в ближайшее время, ожидаются разъяснения по второму пункту изменений.

Учитывая все вышесказанное, для тех, кто хочет получить гражданство РФ, сейчас наступил идеальный момент.

Как получить гражданство России

Фото: Агентство Москва

Тысячи соотечественников вскоре смогут получить разрешение на проживание и вид на жительство в России в упрощённом порядке. Правительство разработало два законопроекта, которые сделают более простыми и понятными условия для легализации иностранцев в нашей стране. Документы были внесены в Госдуму 15 мая, и депутаты, по словам спикера палаты Вячеслава Володина, намерены рассмотреть их в приоритетном порядке. Люди, которые связаны с Россией своими корнями, хотят работать на её благо, не должны сталкиваться с бюрократическими препонами, считает он. Как новые правила помогут соотечественникам быстрее закрепиться в России, разобралась «Парламентская газета».

Дорога к гражданству станет короче

Сейчас общий порядок натурализации иностранцев в России имеет несколько ступеней. Сначала нужно получить разрешение на временное проживание (РВП). Оно предоставляется по квоте, которую ежегодно устанавливает кабмин для всей страны и каждого региона отдельно. «Попасть в квоту» довольно тяжело, и для большинства соотечественников этот процесс затягивается на месяцы и даже годы.

РВП выдаётся однократно сроком на три года. Но уже по истечении первого года можно подать документы на более весомый статус — вид на жительство (ВНЖ). Он действует пять лет, продлевать его можно сколько угодно раз. Этот документ даёт иностранцам практически все те же возможности, что есть у российских граждан, кроме участия в федеральных и региональных выборах, а также работы на госслужбе. Поэтому некоторым достаточно этого статуса, и они не стремятся стать гражданами России. Тем не менее среди переселенцев-соотечественников большинство всё же мечтают полноценно связать свою жизнь с исторической Родиной.

В итоге по общему порядку российское гражданство можно оформить лишь спустя пять лет проживания по виду на жительство. 15 мая Правительство предложило долгожданные законодательные новеллы, которые ускорят путь соотечественников к получению гражданства России.

Госдума рассмотрит инициативы в приоритетном порядке, заверил председатель палаты Вячеслав Володин. «Те, кто связан с нашей страной своими корнями и говорит на русском языке, у кого живут здесь родные, кто получил здесь образование и готов работать на благо России, не должны сталкиваться с бюрократической волокитой. Все необходимые документы для проживания таких граждан в России должны оформляться в максимально короткие сроки», — подчеркнул спикер Госдумы.

Он отметил, что либерализация этих процессов началась с поручения Президента России Владимира Путина. В первую очередь упрощение процедур должно коснуться тех, кто у себя на родине стал жертвой политических конфликтов и войн.

Кому упростят получение РВП, ВНЖ и гражданства

Правительство предлагает большой блок поправок в Закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ», который касается оформления вида на жительство. Во-первых, его хотят сделать бессрочным. При этом иностранцу ежегодно нужно будет подтверждать своё проживание в России, подавая уведомление, и раз в пять лет необходимо будет лично являться в местный миграционный отдел МВД для подтверждения проживания (документы для ежегодного подтверждения можно направлять в электронном виде). Если в течение двух лет подряд человек не подтвердит проживание в России, его вид на жительство будет аннулирован, следует из проекта закона. Все ранее выданные виды на жительство бессрочными автоматически не станут: их владельцам нужно будет обратиться с заявлением в миграционный отдел МВД.

Те, кто связан с нашей страной своими корнями и говорит на русском языке, у кого живут здесь родные, кто получил здесь образование и готов работать на благо России, не должны сталкиваться с бюрократической волокитой.

Во-вторых, наконец, появился чёткий, расширенный список категорий иностранцев, которые могут получить вид на жительство без предварительного оформления РВП. К ним в том числе будут отнесены:

  • граждане, родившиеся на территории РСФСР или имевшие гражданство СССР;
  • дети, которые родились на территории России, чьи родители-иностранцы имеют вид на жительство;
  • граждане, чьи родители или дети имеют гражданство РФ и постоянно здесь проживают (их также освободят от необходимости сдавать экзамен на знание русского языка);
  • иностранцы, которые предварительно не меньше полугода работали в России в качестве квалифицированных специалистов, а работодатель отчислял за них страховые взносы в Пенсионный фонд;
  • люди, которые проживают на территории России и у которых было прекращено гражданство РФ (кроме осуждённых по тяжким статьям УК РФ, прежде всего за терроризм).

Кроме того, кабмин предлагает дать право на получение РВП вне квоты гражданам Украины, получившим в России статус беженца или временное убежище. Такую же возможность получат граждане стран бывшего СССР, получившие высшее образование в России, а также переселенцы из Латвии и Туркменистана (в соответствии с международными договорами). При этом предлагается сократить срок рассмотрения документов таких заявителей с шести до четырёх месяцев.

Россия прирастает гражданами с Донбасса

Напомним, что Президент России Владимир Путин уже подписал указы, которые предусматривают для жителей Донбасса и ещё ряда соотечественников беспрецедентно простые условия получения российского гражданства.

Указ от 24 апреля касается людей, которые в настоящее время живут на территории Донецкой и Луганской народных республик и имеют паспорта, выданные республиканскими органами власти. Документы для оформления гражданства они подают на месте: миграционные отделы, в которых работают уполномоченные службы, открыты в нескольких городах республик.

Читать еще:  За какое нарушение пдд выписан штраф по номеру

По сути, граждане ДНР и ЛНР получат гражданство, минуя все промежуточные стадии — РВП и ВНЖ. И сам пакет документов, который нужно подать вместе с заявлением, достаточно простой: нужен паспорт, свидетельство о рождении ребёнка, о браке/разводе, а также о смене фамилии или имени.

Срок рассмотрения заявлений на получение паспортов и на получение гражданства не должен превышать три месяца, отмечал глава Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Бондарев. «Работы по созданию инфраструктуры для проведения данных операций велись с конца февраля нынешнего года в УФМС Ростовской и Воронежской областей», — рассказал он.

ВМЕСТЕ С ЗАЯВЛЕНИЕМ О ВСТУПЛЕНИИ В ГРАЖДАНСТВО РФ НУЖНО ПРЕДСТАВИТЬ ПАСПОРТ ДНР ИЛИ ЛНР С ПРОПИСКОЙ. ФОТО: DAN-NEWS.INFO

Указ от 1 мая относится к выходцам из Донбасса, которые в настоящее время находятся в России и имеют РВП, ВНЖ, статус беженца или временное убежище. Главное условие: чтобы на момент начала войны (точнее, на 7 апреля 2014 года в ДНР, и на 27 апреля 2014 года в ЛНР) люди имели постоянную регистрацию в городах, ныне входящих в состав ДНР и ЛНР. Им также нужно немного документов: паспорт с упомянутой пропиской, свидетельство о рождении ребёнка, а также о браке/разводе и смене фамилии.

Подчеркнём, что упрощения по этому указу президента коснулись также крымчан, которые выехали с полуострова до 18 марта 2014 года или были депортированы из Крымской АССР. Также в нём упоминаются граждане Афганистана, Ирака, Йемена и Сирии, которые родились в РСФСР и имели гражданство СССР. Те из них, кто не имеет в России легального статуса, должны дополнительно пройти медосмотр на отсутствие опасных инфекционных заболеваний. Ещё им понадобятся документы, подтверждающие основание для упрощённого получения гражданства (например, свидетельство о рождении в РСФСР).

Добро пожаловать на сайт Федерального министерства иностранных дел

Германское законодательство о гражданстве основано, как правило, на так называемом принципе происхождения. Это означает, что германское гражданство, прежде всего, приобретается на основании происхождения от родителя-гражданина Германии. С 2000 года стало также возможным приобретение гражданства Германии при рождении в Германии от родителей-граждан иностранного государства.

Существуют следующие основания для получения германского гражданства:

Получение гражданства в результате рождения от лиц, состоящих в браке

Дети, рождённые в период с 01.01.1914 г. по 31.12.1963 г. от состоящих в браке лиц, приобретали германское гражданство только от отца-гражданина Германии.

Дети, рожденные после 01.01.1964 г. и до 31.12.1974 г. от состоящей в браке матери-гражданки Германии, приобретали германское гражданство только в том случае, если иначе они оказались бы лицами без гражданства.

Дети, рождённые начиная с 01.01.1975 г. от состоящих в браке лиц, приобретали германское гражданство, если один из родителей был гражданином Германии.

Дети, рождённые после 01.04.1953 г. и до 01.01.1975 г. от состоящей в браке матери-гражданки Германии и уже имеющие иное гражданство, имели возможность с 01.01.1975 г. получить германское гражданство на основании волеизъявления. Срок подачи заявления окончательно истёк 31.12.1977 г. Для этих детей существует возможность подать заявление о приёме в гражданство. Подробнее здесь

Получение гражданства в результате рождения от лиц, не состоящих в браке

Дети, рождённые от не состоящей в браке матери-гражданки Германии, приобретают с 01.01.1914 г. гражданство от матери.
Дети, рождённые от не состоящего в браке отца-гражданина Германии, приобретают германское гражданство с 01.07.1993 г., если до достижения ребенком 23 лет последует кроме всего прочего действительное признание отцовства или установление отцовства.

Для этих детей также существует возможность подать заявление о приёме в гражданство. Подробнее здесь

Получение германского гражданства рожденными за границей детьми, чьи родители-граждане Германии родились за границей после 31.12.1999 г. (п. 4 § 4 германского Закона о гражданстве)

При рождении за границей дети, чьи родители-граждане Германии/родитель-гражданин Германии родились/родился за границей после 31.12.1999 г. и на момент рождения ребенка постоянно проживают/проживает за границей, не получают по рождению германского гражданства, если по рождению они получают иностранное гражданство (т.е. с 1.1.2000 г. нет автоматического получения германского гражданства при рождении за границей во втором поколении).
Только в случае, если родители в течение одного года после рождения ребенка подадут в уполномоченный ЗАГС в Германии или в уполномоченное германское зарубежное представительство заявление о засвидетельствовании рождения ребенка в книге регистрации актов рождения, ребёнок получает германское гражданство задним числом с момента рождения.

Пример:
Фирма господина А. направляет его в 1999 г. в командировку в Испанию. Там в 01.02.2000 г. рождается его дочь Клара. Спустя несколько лет семья возвращается в Германию. В 2018 г. Клара знакомится с гражданином США и переезжает с ним в США. Там в 01.01.2020 г. рождается её сын. Несмотря на то, что его мать является гражданкой Германии, он не получает по рождению германское гражданство, поскольку по рождению в США он приобретает гражданство США.
Для того чтобы ребенок приобрёл германское гражданство, Клара или отец ребенка должны подать в уполномоченный ЗАГС в Германии или в уполномоченное германское зарубежное представительство заявление о засвидетельствовании рождения их ребенка. Если заявление подано с соблюдением сроков и является полным, то по заявлению ребенку может быть выдан германский паспорт.

Обратите внимание: Действие этой нормы может затронуть всех граждан Германии (постоянно проживающих за рубежом и переселенцев), которые сами родились за границей, и чей ребенок родился за границей, независимо от причины и срока нахождения их за границей.

Приобретение гражданства посредством усыновления/удочерения

С 01.01.1977 г. германское гражданство может приобретаться посредством усыновления/удочерения усыновителем-гражданином Германии. С дополнительными вопросами просьба обращаться в уполномоченное германское зарубежное представительство.
Для детей, которые были усыновлены/удочерены в период с 01.01.1959 г. по 31.12.1976 г. усыновителем-гражданином Германии, до 31.12.1979 г. существовала возможность получения германского гражданства на основании волеизъявления

Приобретение гражданства посредством легитимации

Легитимация – это последующее заключение брака родителей ребенка, рожденного вне брака. Легитимация могла также происходить на основании решения суда по заявлению ребёнка о признании его рождённым в браке. Приобретение германского гражданства основывается, как правило, на действующих нормах в отношении рождённых в браке детей. С 01.07.1998 г. правовое понятие легитимации в германском праве упразднено.
В период с 01.01.1914 г. по 30.06.1998 г. германское гражданство могло приобретаться также посредством легитимации.

Приобретение гражданства при рождении в Германии от родителей-граждан иностранного государства

С 01.01.2000 г. дети, рождённые в Германии от родителей-граждан иностранного государства в случае, если как минимум один из родителей удовлетворяет определенным критериям по пребыванию, приобретают германское гражданство.
Как правило, в данном случае дети по достижении 21 года должны подать заявление о том, хотят ли они сохранить на выбор германское или иностранное гражданство (§ 29 германского Закона о гражданстве, так называемая «опционная процедура»). Гражданин может быть освобождён от обязанности выбора между германским и иностранным гражданством. Дополнительную информацию можно найти здесь

Приобретение гражданства в качестве переселенцев (поздние переселенцы)

В соответствии с § 4 Федерального закона об изгнанных и беженцах поздние переселенцы, а также их супруги и потомки, в соответствии с § 7 Федерального закона об изгнанных и беженцах, приобретают германское гражданство посредством приёма их на постоянное место жительства в Германии и выдачи им справки по форме, предусмотренной в пп. 1 и 2 § 15 Федерального закона об изгнанных и беженцах.
Процедура приёма переселенцев

Приобретение гражданства посредством заключения брака гражданки иностранного государства с гражданином Германии

Женщины-граждане иностранного государства, которые заключили брак с гражданином Германии, в период с 01.01.1914 г. по 31.03.1953 г. получали германское гражданство автоматически.
Для женщин-граждан иностранного государства, которые заключили брак с гражданином Германии в период с 01.04.1953 г. по 23.08.1957 г., действовали особые предписания.
При заключении брака в период с 24.08.1957 г. по 31.12.1969 г. существовала возможность приобретения германского гражданства на основании волеизъявления при заключении брака или позже.
С 01.01.1970г. заключение брака более не является основанием для автоматического приобретения гражданства. При выполнении особых условий супруги граждан Германии могут, однако, ходатайствовать за рубежом о приёме в гражданство Германии. По этому просьба обращаться в уполномоченное германское зарубежное представительство.

Иные основания для приобретения гражданства

Германское гражданство может также быть приобретено посредством приёма в гражданство или посредством предоставления гражданства. Обратите внимание на особые правила при восстановлении в правах гражданства распространяются на лиц, подвергшихся преследованиям со стороны режима национал-социалистов и в период с 30 января 1933 г. по 8 мая 1945 г. лишенных немецкого гражданства по политическим, расовым или религиозным причинам. Подробнее

Читать еще:  Вернуть стенку надлежащего качества

Немцы из бывшей Германской Демократической Республики были и по-прежнему являются гражданами Германии. Если Вы приобрели гражданство Германской Демократической Республики (например, посредством выдачи Вам удостоверения личности), свяжитесь с уполномоченным германским зарубежным представительством.

Особые предписания действуют также в отношении лиц, принадлежащих к немецким меньшинствам в Центральной и Восточной Европе, которые при определенных условиях приобрели германское гражданство посредством группового/сборного приёма в германское гражданство во время Второй мировой войны. Если Вы относитесь к этому кругу лиц, свяжитесь с уполномоченным германским зарубежным представительством. Чтобы узнать, в округе какого зарубежного представительства Вы проживаете, воспользуйтесь картой консульских округов.

Массовое лишение гражданства РФ из-за незаконно выданных паспортов

Проблема незаконно выданного паспорта как основания для массового лишения лиц российского гражданства не нова, но оттого не менее актуальна, серьезна и сложна с юридической точки зрения.

О кампании по проверке законности приобретения гражданства

В России уже не первый год проходит кампания по проверке законности приобретения или оформления гражданства, в результате которой тысячи людей в один момент объявляются «негражданами». Все чаще российские паспорта по заключениям территориальных органов УМВД (до апреля 2016 г. – ФМС) признаются выданными в нарушение установленного порядка, а значит, недействительными, из-за отсутствия у их обладателей гражданства России.

Ситуация выглядит примерно так: человек (обычно уроженец республики бывшего СССР), прибывший ранее в Россию (как правило, после 6 февраля 1992 г. – даты вступления в силу Закона о гражданстве 1991 г.) и получивший российский паспорт, при его замене или при оформлении загранпаспорта (возможно, не первого) или российского гражданства детям, а также при обращении в МВД или в другие органы и учреждения узнает, что его паспорт гражданина РФ является незаконным («необоснованно выданным», «сомнительным», «выданным в нарушение установленного порядка» и т.д. Иной раз можно получить резолюцию типа «в результате проверки установлено, что гражданином РФ вы не являетесь»).

В подобной ситуации может оказаться кто угодно, в том числе пенсионеры, имеющие бессрочный паспорт, выданный в 45 лет, поскольку и они могут потерять или испортить документ, а кроме того, гражданство пожилых людей также может быть поставлено под сомнение, если их дети, обратившиеся по поводу их документов или документов их детей, оформляли свое гражданство на основании гражданства родителей.

В таких случаях проводятся длительные проверки законности приобретения или оформления гражданства, т.е. «обоснованности» выдачи паспортов. В результате лица, обратившиеся в отдел по вопросам миграции УМВД, а также их дети становятся «негражданами», и российские паспорта у них изымают.

Вопиющая несправедливость и дикость проблемы «незаконного» паспорта заключается также в том, что ранее документ человеку выдали те же самые чиновники или их предшественники либо коллеги. Именно они так же, как и их сослуживцы ранее, в силу некомпетентности, ошибок, а зачастую корыстных побуждений сами допускали нарушения, выдавая российские паспорта в нарушение установленного порядка.

О конкретном деле

В адвокатской практике мне не раз приходилось сталкиваться с подобными нелепыми и абсурдными с точки зрения элементарной логики ситуациями, когда чиновники, изымая или признавая незаконным и недействительным паспорт гражданина РФ, в одночасье превращали законопослушных людей в фактически бесправных «неграждан». К примеру, недавно я представляла интересы лица по делу, в рамках которого УМВД РФ по Пензенской области с целью последующего инициирования процедуры лишения гражданства моего доверителя обратилось в суд с заявлением об установлении юридического факта использования подложного документа и сообщения заведомо ложных сведений при приобретении гражданства РФ.

Заявитель ссылался на то, что при принятии в гражданство РФ мать моего доверителя якобы представила подложные документы – в частности, справку о приеме в гражданство России, выданную Генеральным консульством РФ в одном из иностранных государств. Причем основным и, по сути, единственным доводом, на основании которого заявитель сделал такой вывод, было отсутствие сведений о выдаче справки в Генконсульстве, в то время как в заявлении о принятии доверителя в гражданство указано, что подлинность представленных документов подтверждена подписью уполномоченного лица паспортно-визовой службы.

Замечу, что ст. 22 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (далее – Закон о гражданстве) четко определено, что решение о приобретении российского гражданства подлежит отмене в случае, если будет установлено, что оно принято на основании подложных документов или заведомо ложных сведений.

В п. 53 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г. № 1325, предусмотрено, что решение по данным вопросам отменяется в случае установления в судебном порядке факта использования заявителем подложных документов или сообщения им заведомо ложных сведений, на основании которых оно принималось.

Причем, как неоднократно подтверждалось судебной практикой (например, определение Санкт-Петербургского городского суда от 24 июня 2013 г. № 33-8683/13; Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 15 апреля 2014 г. № 58-КГ14-4 и др.), юридическое значение имеет лишь прямой умысел лица на сообщение заведомо ложных сведений, а не на введение госорганов в заблуждение. Заведомо ложной нельзя считать информацию, сообщаемую заявителем в случае заблуждения о ее подлинности и достоверности.

Следовательно, само по себе отсутствие сведений о выдаче справки консульства не означает, что мать моего доверителя действовала недобросовестно. В объяснительной записке она указывала, что все документы для приобретения гражданства она представила в Генконсульство, и оно выдало ей справку, на основании которой в 2000 г. она получила российский паспорт.

Действовавшая в тот период редакция Закона о гражданстве 1991 г. (ст. 24) предусматривала, что отмена решения о приеме в гражданство РФ возможна в течение 5 лет после приема. В связи с этим все дела о выдаче паспортов гражданина РФ при приобретении или оформлении гражданства через 5 лет могли быть уничтожены.

Мать моего доверителя узнала о том, что российский паспорт был выдан ей в нарушение законодательства, лишь в 2008 г. – т.е. на момент проведения проверки прошло 8 лет, и вся информация по делам о выдаче паспортов при приобретении или оформлении гражданства, вероятнее всего, была уничтожена. Отсутствие соответствующих сведений в Генконсульстве может объясняться либо недобросовестностью сотрудников, которые ввели женщину в заблуждение, либо утерей информации. Соответственно, оснований для утверждения о том, что мать моего доверителя по своей воле ввела в заблуждение сотрудников паспортно-визовой службы, представив им заведомо подложный документ, нет.

Более того, согласно ст. 5 Закона о гражданстве гражданами РФ являются «лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Федерального закона». Кроме того, в ст. 42 указано, что «документы, выданные в соответствии с ранее действовавшим законодательством о гражданстве Российской Федерации, сохраняют юридическую силу, если они оформлены надлежащим образом и считаются действительными на день вступления в силу настоящего Федерального закона».

Необходимо также учесть, что в момент подачи заявления о принятии в гражданство РФ мой доверитель был несовершеннолетним и не имел права самостоятельно подать его, а также нести ответственность за сообщенные о себе сведения. Данная позиция подтверждается судебной практикой – в частности, решением Ворошиловского районного суда г. Ростова-на-Дону от 29 октября 2013 г. по делу № 2-2753/2013.

Норма п. 2 ст. 24 Закона о гражданстве 1991 г., действовавшая во время принятия в отношении моего доверителя решения о приеме в гражданство, предусматривала, что отмена не распространяется на супруга и детей заявителя, которые получили российское гражданство вместе с ним, если не будет доказана их осведомленность о незаконности приобретения гражданства. В действующей редакции Закона о гражданстве такое положение отсутствует. Однако в постатейном комментарии к данному Закону, опубликованном в 2015 г. (автор – Ванюшин Я.Л.), указано, что при отмене ранее принятого решения о гражданстве РФ должно учитываться так называемое «правило индивидуальной ответственности». Кроме того, презумпция невиновности, установленная Конституцией РФ, носит более широкий, а не только уголовно-процессуальный характер и распространяется на все органы государственной власти и сферы деятельности, где устанавливается вина человека, в том числе и в рассматриваемом случае.

Практика органов внутренних дел

Как показывает практика, наиболее высок шанс привлечь внимание УМВД у тех, кто родился не в России (РСФСР) либо не имел в РФ постоянной регистрации на 6 февраля 1992 г. По Закону о гражданстве 1991 г. гражданами России признавались все, кто родился на территории России (РСФСР), дети россиян независимо от места их рождения, а также все граждане бывшего СССР, которые на данную дату постоянно проживали в России. Этим людям не нужно было получать, точнее, приобретать гражданство – государство признало его наличие «автоматически» и в 1990-х гг. его просто оформили.

Читать еще:  В какой период организация считается вновь созданной целях ст 287 нк рф

В подзаконные акты и инструкции попало лишь одно условие приобретения гражданства совершеннолетними лицами в порядке признания – по дате проживания. В базу данных МИД или ГУВМ МВД передавали сведения именно о тех, кто приобрел гражданство, а не об уже имеющих его по признанию или рождению. И если на сегодняшний день в этой базе данных отсутствуют сведения о приобретении гражданства РФ, то от «подозреваемых» требуют либо предъявить документ о постоянной регистрации в России на 6 февраля 1992 г., либо установить факт постоянного проживания на эту дату в судебном порядке.

Кроме того, сотрудники УМВД утверждают, что признание наличия гражданства по рождению применимо только к лицам, рожденным после вступления в силу Закона 1991 г. Таким образом, если у сотрудников УМВД есть сомнения в том, что человек на эту дату был зарегистрирован в России, начинается проверка со всеми вытекающими последствиями – фактически это лишение всех гражданских прав, так как имеющийся у человека паспорт изымают либо отказываются обменять, а иных документов, удостоверяющих личность, не выдают. Новоявленный «негражданин» лишается всех конституционных прав и свобод, включая и такие жизненно важные, как права на получение пенсии, пособий, свободу передвижения. Практика показывает, что в таком положении люди могут находиться месяцы и годы.

Судебная практика

К сожалению, в судах доказать свою правоту зачастую не так просто, а если обратиться к практике Мосгорсуда при рассмотрении таких дел в порядке кассационного производства, ситуация выглядит совсем грустно. Есть примеры, когда суд соглашается с доводами ГУВМ МВД о наличии при определении принадлежности к гражданству ошибки, сделанной сотрудниками бывших паспортно-визовых служб, и отменяет законное решение первой инстанции. Более того, по жалобе гражданина практически невозможно возбудить надзорное производство в Верховном Суде РФ. Ранее можно было добиться хотя бы истребования дела, получения отказа с возражениями на доводы. С 1992 г. до настоящего времени ВС РФ не высказал мнения по поводу разрешения споров по вопросам гражданства и лишения статуса гражданина путем изъятия паспорта. А есть всего-то три основных вопроса, по которым необходимы разъяснения: о постоянстве проживания, о признании гражданства по рождению и об изъятии паспорта по причине «отсутствия» гражданства после того, как оно имелось в наличии в течение многих лет.

Позиция КС РФ

Проблема гражданства рассматривалась также Конституционным Судом РФ. В Постановлении от 16 мая 1996 г. № 12-П Суд констатировал, что гражданин, имеющий российское гражданство по рождению в прошлом, сохраняет его и после распада СССР вплоть до того момента, пока оно не будет прекращено на основании его собственного волеизъявления. Проживание за границей также не прекращает гражданства. После возвращения в Россию для такого гражданина, по решению КС РФ, достаточно уведомительной регистрации. Ее отличие от регистрации как способа приобретения гражданства – исключительно учетный характер.

КС РФ указал, что регистрация как способ приобретения гражданства РФ не распространяется на лиц, которые родились на территории РФ, являлись гражданами бывшего СССР, не изъявили свободного желания прекратить принадлежность к гражданству РФ, выехали ранее на постоянное жительство за пределы России, но в пределах бывшего СССР, не являются гражданами других государств (входивших в состав бывшего СССР) и впоследствии вернулись на постоянное жительство в Россию.

Предложения

На мой взгляд, чтобы разрешить описанные проблемы лиц без гражданства в России, необходимо, во-первых, прекратить практику изъятия или признания недействительными паспортов, выданных уполномоченным органом, если судом не доказана вина гражданина в подлоге или представлении заведомо ложных сведений при оформлении, получении гражданства.

Во-вторых, всех, у кого без установленной судом вины паспорт изъят или признан недействительным, считать гражданами с момента выдачи первого паспорта и выдать новый без каких-либо дополнительных процедур.

В-третьих, объявить «амнистию» всем гражданам бывшего СССР, родившимся на территории Российской Федерации, – т.е. признать их право на российское гражданство по рождению, которое было установлено для них в редакции Закона о гражданстве 1991 г. (п. 2 ст. 13).

Наконец, в-четвертых, предоставить право на получение гражданства или вида на жительство всем гражданам бывшего СССР, кто постоянно проживает в России более 5 лет (факт может быть установлен судом) и не имеет гражданства другого государства или права постоянного проживания в нем.

Разрешение на временное проживание

Если иностранец планирует оставаться в России, по окончании срока действия миграционного учета у него должно быть РВП. Оно оформляется по квоте, но есть отдельные категории граждан, которые могут получить его вне очереди:

  • Рожденные на территории СССР или РСФСР.
  • Имеющие в России детей.
  • Состоящие в браке с гражданином РФ.
  • Дети, чьи родители являются российскими подданными.

Рассмотрением заявлений на разрешение занимаются местные органы УВМ МВД. Для оформления документа необходимо предоставить паспорт, миграционную карточку, квитанцию об оплате госпошлины, сертификат о знании русского языка.

Запросы в Пенсионный фонд Украины

«Гражданину РФ, переехавшему из Донецкой и Луганской областей на ПМЖ в Россию, пенсионное обеспечение будет осуществляться в общем порядке по нормам законодательства нашей страны», — подчеркнули в Пенсионном фонде.

Для назначения пенсии такому гражданину, переехавшему в Россию, нужно будет предоставить стандартный набор документов, включая паспорт гражданина России, трудовую книжку, при необходимости — справку о среднемесячном заработке за 60 месяцев подряд до 1 января 2002 года (полный перечень документов — здесь).

«Пенсионный фонд России будет оказывать всяческое содействие для подтверждения стажа и заработка гражданина, в том числе путем запроса в Пенсионный фонд Украины или Пенсионные фонды Донецкой или Луганской республики», — указали в ПФР. «Таким образом, данная категория граждан будет иметь права, аналогичные с гражданами РФ», — подчеркнули в фонде. РБК направил запрос в Пенсионный фонд Украины.

По соглашению СНГ 1992 года государства-участники обязаны «принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера». Из этого следует, что при необходимости ПФР сначала направит официальный запрос в Пенсионный фонд Украины, а если тот откажется отвечать, то в пенсионные органы ДНР и ЛНР. При этом в пенсионных органах ДНР и ЛНР есть архив сведений о застрахованных лицах за периоды до 2014 года (в частности, у Пенсионного фонда ДНР есть отчетность работодателей за период с 2000 года по сентябрь 2013 года).

Шаги к получению гражданства участниками Госпрограммы

Этапы получения гражданства вызывают много вопросов. Для прояснения деталей процесса приводим краткую инструкцию с описанием каждого шага.

Шаг 1. Вначале подается заявление на получение статуса участника. В соответствующие структуры подаются документы, и после их рассмотрения заявителю выдается свидетельство. При подаче заявления нужно указать данные всех членов семьи, так как в свидетельстве они тоже будут прописаны. Документ выдается на 3 года, в течение которых человек вправе рассчитывать на льготы.

Шаг 2. Переезд на территорию Россию в соответствующий регион. Для въезда необходимо собрать: паспорт, свидетельство об участии в программе, въездную визу (для безвизовых стран не требуется), миграционную карту (выдается в момент пересечения границы РФ). Если статус переселенца получен за границей, иностранец может обратиться оттуда в консульство РФ для получения РВП.

Шаг 3. Регистрация в местном отделении ГУВМ МВД на территории субъекта РФ, где он будет жить. Служащий миграционного контроля поставит в свидетельство штамп о прибытии.

Шаг 4. Учет по месту пребывания. Для этого в ГУВМ подается простое уведомление о прибытии с копиями паспорта, свидетельства и карты миграционного учета.

Шаг 5. Получение РВП. Если переселенец не оформил его еще у себя дома с помощью подачи заявления в консульство РФ, то получить его можно после обращения в орган миграционного контроля по месту переезда.

Шаг 6. Регистрация переселенца и членов его семьи по месту проживания – важное условие получения паспорта РФ. Один лишь учет в органах миграционного контроля не может послужить основанием для получения гражданства.

Шаг 7. Подача заявления на получение гражданства Российской Федерации. Для переселенцев предварительное получение ВНЖ не является обязательным этапом, они могут оформить его только по собственному желанию. Подать заявление на гражданство можно при наличии Разрешения на временное проживание и регистрации по месту проживания.

Опыт работы — с 2001 года. С 2005 является почетным членом Московской городской коллегии адвокатов. Эксперт в области миграционного права.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector