Decorltd.ru

ООО «Декор»
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Налог на имущество организаций

Налог на имущество организаций

Как рассчитать и заплатить

Налог на имущество организаций — один из трех региональных налогов. С 2019 года он фактически стал налогом на недвижимость: движимое имущество этим налогом больше не облагается.

Особые условия

Но это не все условия налогообложения. Обязательно выполнение следующих требований:

  1. Здание, строение, сооружение или помещения в них должны принадлежать организации-налогоплательщику на праве собственности или праве хозяйственного ведения.
  2. Недвижимость должна учитываться на балансе организации в составе основных средств (на счете 01 «Основные средства» или 03 «Доходные вложения в материальные ценности»).
  3. Земельный участок под недвижимостью имеет определенный вид разрешенного использования: для размещения торговых единиц, общественного питания и (или) бытового обслуживания; для размещения офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения.
  4. Более 20% недвижимости, по данным ЕГРН, предназначено для использования в указанных целях. Например, для размещения торговых площадок. Важно подтвердить и фактическое использование объекта по указанным целям в заявленном объеме — не ниже 20%.
  5. Недвижимость включена в перечень имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Перечень из последнего пункта определяет субъект РФ (по месту нахождения недвижимости), его публикуют на официальном сайте этого субъекта РФ. Узнать кадастровую стоимость можно, получив в Росреестре выписку о кадастровой стоимости объекта, в соответствии со статьей 63 закона № 218-ФЗ.

Если все условия выполнены, надо платить налог на имущество при упрощенке. Если какое-либо условие не выполнено или кадастровая стоимость не определена, налоговые обязательства за этот год не возникают.

Минфин России в письме от 11.03.2016 № 07-01-09/13596 напоминал, что имущественный сбор, исходя из балансовой стоимости объектов, упрощенцы по-прежнему не платят. Там же указано, платить или нет налог на имущество ИП на УСН в 2020 году — у предпринимателей нет этой обязанности, за одним исключением, о котором пойдет речь далее.

Как платить налоги на УСН

Чтобы не платить большие штрафы, используйте готовое решение от КонсультантПлюс. Эксперты разобрали все нюансы по налогам на УСН: что, как и когда платить. По ссылке ниже доступ бесплатный.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ

Выплата гранта из бюджета города Москвы на компенсацию налога на имущество, земельного налога и арендной платы за землю.

Гранты предусмотрены для организаций-собственников:

  • объектов торговли, общепита, бытовых услуг, деятельность которых была приостановлена в соответствии с указом Мэра Москвы,
  • гостиниц.

ТРЕБОВАНИЯ К ОБЪЕКТАМ

Требования к торговым объектам, объектам общественного питания и бытового обслуживания

  • по результатам государственной кадастровой оценки по состоянию на 1 марта 2020 года объект отнесен к торговым объектам, объектам общественного питания и бытового обслуживания;
  • не менее 50% площади объекта используется для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Требование к гостиницам

В отношении претендента или арендатора (субарендатора) гостиницы по состоянию на 1 апреля 2020 года действовало свидетельство о присвоении гостинице определенной категории («звездности»).

РАЗМЕР ГРАНТА

Гранты предусмотрены в размере:

  • 100% суммы имущественных платежей (налога на имущество, земельного налога, арендной платы за землю) — в отношении площадей, сданных в аренду, при условии совокупного снижения арендной платы по всем договорам аренды не меньше, чем 50% первоначальной арендной платы;
  • 50% от суммы имущественных платежей – в отношении площадей, используемых самостоятельно.

Имущественные платежи будут компенсироваться за следующие периоды:

  • по торговле, общественному питанию и бытовым услугам – с 1 марта по 1 июля 2020 года;
  • по гостиницам – за 2 квартал 2020 года.

Получателям грантов будет также предоставлена отсрочка по имущественным платежам
за 2 квартал 2020 года до конца года

КУДА ОБРАЩАТЬСЯ ЗА ПОЛУЧЕНИЕМ ГРАНТА?

Заявки принимаются с 15 июня 2020 года по 31 декабря 2020 года.

Форма заявки, инструкция по ее заполнению, а также перечень необходимых документов утверждены приказом Департамента экономической политики города Москвы № 71-ПР от 8 июня 2020 года.

Заявки подаются через Инвестиционный портал Москвы. Интерактивная форма заявки доступна в разделе онлайн-сервисы с 15 июня 2020 года.

НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГРАНТА

  • Постановление Правительства Москвы от 24.03.2020 № 212-ПП «О мерах экономической поддержки в условиях режима повышенной готовности»;
  • Постановление Правительства Москвы от 13.05.2020 № 574-ПП «Об утверждении Порядка предоставления грантов из бюджета города Москвы юридическим лицам в период действия режима повышенной готовности»;
  • Приказ Департамента экономической политики города Москвы от 08.06.2020 № 71-ПР (приложения 1, 2 к приказу утратили силу в соответствии с Приказом Департамента экономической политики города Москвы от 02.10.2020 №127-ПР);
  • Приказ Департамента экономической политики города Москвы от 02.10.2020 № 127-ПР;
  • Форма заявки (XLSX-файл);
  • Форма расчета суммы налога на имущество организации и земельного налога (XLSX-файл);
  • Приказ Департамента экономической политики и развития города Москвы от 11.08.2020 № 97-ПР «О утверждении формы договора о предоставлении гранта»;
  • Постановление Правительства Москвы 2189-ПП «О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 13 мая 2020 г. № 574-ПП»;

Часто задаваемые вопросы

Общие вопросы по порядку предоставления гранта

Грант могут получить российские организации, соответствующие требованиям, указанным в пункте 1.3 постановления Правительства Москвы от 13.05.2020 № 574, у которых в собственности есть здание, сооружение или помещение, отвечающее признакам объекта торговли или гостиницы, предусмотренным указанным постановлением.

Объектом торговли признается объект, который соответствует одному из условий:

  • по результатам государственной кадастровой оценки по состоянию на 01.03.2020 объект отнесен к торговым объектам, объектам общественного питания, бытового обслуживания;
  • не менее 50% площади объекта используется для размещения торговых объектов, объектов общественного питания, бытового обслуживания (источники, по которым определяется доля указанной площади, перечислены в пункте 2.1.1.2 постановления Правительства Москвы от 13.05.2020 № 574).

Гостиницей признается объект недвижимости, в отношении собственника (арендатора) которого выдано свидетельство о присвоении гостинице категории (звездности), действующее по состоянию на 01.04.2020.

Да, в этом случае грант предоставляется управляющей компании такого фонда.

Нет, в соответствии с федеральным бюджетным законодательством гранты не предоставляются иностранным организациям.

Кроме того, российское юридическое лицо, в уставном капитале которого доля участия иностранного юридического лица, зарегистрированного в офшорной зоне, превышает 50%, также не имеет права на грант.

Список офшорных зон утвержден приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13.11.2007 № 108н.

Пунктами 5.1 и 5.2 постановления Правительства Москвы от 24.03.2020 № 212-ПП, во исполнение которых утвержден порядок, предоставление грантов предусмотрено только в отношении налогоплательщиков-организаций.

При этом в отношении индивидуальных предпринимателей утвержден ряд федеральных мер поддержки, а именно:

  • отсрочка по уплате налога на имущество физических лиц и земельного налога, подлежащих уплате в 2020 году, для индивидуальных предпринимателей – собственников торговых объектов, сдающих их в аренду (постановление Правительства РФ от 16.05.2020 № 699). Перечень московских налогоплательщиков, имеющих право на отсрочку утвержден приказом Департамента экономической политики и развития города Москвы от 09.07.2020 №85-ПР;
  • отсрочка по уплате налога на имущество физических лиц и земельного налога, подлежащих уплате в 2020 году, для индивидуальных предпринимателей – собственников торговых объектов, сдающих их в аренду (постановление Правительства РФ от 16.05.2020 № 699);
  • снижение ставки страховых взносов с 30% до 15% (Федеральный закон от 01.04.2020 № 102-ФЗ);
  • компенсация затрат на оплату труда для сохранения рабочих мест (постановление Правительства РФ от 24.04.2020 № 576).

Нет, не имеет, грант выплачивается независимо от того, какой ОКВЭД присвоен собственнику или арендаторам объекта недвижимости.

Читать еще:  Как меняются люди потерявшие невинность

Да, можно. Выплата гранта не зависит от наличия на нем объектов, приостановленных по указу Мэра Москвы от 05.03.2020 № 12-УМ.

Нет, уплата компенсируемых налогов не является условием предоставления гранта.

При этом пунктом 5 постановления Правительства Москвы от 24.03.2020 № 212-ПП для организаций, которые соответствуют критериям для получения гранта, предусмотрена отсрочка по уплате компенсируемых грантом платежей, а именно срок уплаты налога на имущество, земельного налога и арендной платы за землю, подлежащих уплате по окончании II квартала 2020 года, продлевается до 31.12.2020.

Если Правительство Москвы признает организацию соответствующей критериям для получения гранта, оно включит ее в перечень организаций, имеющих право на указанную отсрочку, который передается в налоговые органы. Поэтому для получения отсрочки организации не потребуется дополнительно обращаться с заявлением об отсрочке в налоговые органы.

  • по всему налогу на имущество и земельному налогу, который должна уплатить организация по окончании II квартала 2020 года;
  • по арендной плате, уплачиваемой за II квартал 2020 года за земельные участки, на которых расположены вышеуказанные объекты недвижимости.

Этапы получения гранта следующие:

  1. организация подает в Правительство Москвы заявку на получение гранта через сайт investmoscow.ru;
  2. Правительство Москвы рассматривает заявку;
  3. при одобрении заявки с организацией заключается соглашение о выплате гранта и выплачивается грант.

Срок рассмотрения заявки и принятия решения по гранту – не более 20 рабочих дней с даты приема заявки. Данный срок может быть продлен в случае приостановления рассмотрения заявки при необходимости получения у претендента уточняющих сведений и документов.

Далее не более 5 рабочих дней отведено на подготовку и направление претенденту проекта соглашения.

Выплата гранта производится в срок не более 7 рабочих дней после получения соглашения, подписанного претендентом, с приложением оригиналов документов, приложенных к заявке при ее подаче.

Подробное описание порядка расчета гранта приведено в разделе 4 постановления Правительства Москвы от 13.05.2020 № 574.

Суть сводится к следующему:

    Определяется, к какому виду объекта относится объект недвижимости, находящийся в собственности претендента – к объекту торговли или к гостинице (см. вопрос № 1).

Если объект недвижимости отвечает признакам как объекта торговли, так и гостиницы, для целей выдачи грантов он рассматривается как объект торговли.

  • Определяется сумма налога на имущество, земельного налога и арендной платы за землю, которая должна была быть уплачена собственником в отношении всего объекта недвижимости за следующий период:
    • для объектов торговли – за март – июнь 2020 года;
    • для гостиниц – за II квартал 2020 года.

    В случае если на земельном участке находятся также иные объекты недвижимости, определяется доля земельного налога (арендной платы за землю), относящаяся к объекту недвижимости.

  • В отношении площадей здания (помещения), сданных в аренду, компенсируется 100% этой суммы, приходящейся на арендуемые площади этого здания (помещения.
  • В отношении остальных площадей этого здания (помещения), включая площади, сданные в аренду взаимозависимым с претендентом лицам, компенсируется 50% этой суммы, приходящейся на остальные площади этого здания (помещения).
  • Грант выплачивается в отношении здания (помещения) целиком, даже если на какой-либо части площади ведется деятельность, не связанная с торговлей, общественным питанием, бытовым обслуживанием или гостиницей.

    Вопросы, связанные с выполнением условий в отношении арендаторов

    Необходимо снизить все платежи по договорам, предусматривающим непосредственное осуществление деятельности на объекте недвижимости (части объекта недвижимости), в том числе регулирующим арендные правоотношения (далее – договоры аренды).

    Общая сумма платежей должна быть снижена по заключенным до 01.03.2020 договорам за период:

    • для объектов торговли – за март – июнь 2020 года;
    • для гостиниц – за II квартал 2020 года.

    Под арендаторами для целей гранта понимаются именно те лица, которые непосредственно ведут деятельность в здании (помещении). То есть если собственник сдал площади в аренду одному лицу, а он сдал их в субаренду предпринимателям, то для целей расчета сумм снижения платежей по договорам аренды учитываются платежи субарендаторов.

    Совокупный размер снижения арендной платы по всем договорам аренды за вышеуказанный период должен быть не меньше, чем 50% первоначальной арендной платы.

    При этом не обязательно снижать арендную плату необходимо в каждом месяце указанного периода, и размер снижения в каждом отдельном месяце может быть разным.

    При определении общей суммы платежей по договорам аренды не учитываются суммы платежей по договорам аренды с арендаторами (субарендаторами), являющимися взаимозависимыми с претендентом лицами.

    При соблюдении условия суммарного снижения платежей по договорам аренды за весь период грант предоставляется, даже если платежи не были снижены в каждом из месяцев периода

    Да. При этом платежи по договорам аренды с взаимозависимыми лицами не нужно снижать, но и размер гранта в отношении арендуемых ими площадей составит 50% от суммы налога на имущество и земельного налога (арендных платежей за землю) за март – июнь 2020 года для объектов торговли (за II квартал 2020 года для гостиниц).

    Нет, требование о снижении платежей по договорам аренды при подаче заявки на получение гранта должно быть уже выполнено.

    Если основной договор аренды подлежит государственной регистрации (заключен на срок не менее года), то и дополнительные соглашения к нему также подлежат государственной регистрации.

    Если такое дополнительное соглашение не прошло государственную регистрацию в ЕГРН, то условие о снижении арендной ставки нельзя считать выполненным.

    Снижение платежей по договорам аренды не менее чем на 50% должно быть произведено в отношении всех платежей по договорам аренды, заключенным до 1 марта 2020 г., в отношении объекта торговли за период с 1 марта 2020 г. до 1 июля 2020 г. в совокупности.

    Размер снижения платежей по договорам, в соответствии с которыми осуществляется сдача объекта в аренду, рассчитывается от суммы всех платежей, установленных договором, по которому осуществляется предоставление объекта в аренду.

    Обязанности собственника кладовой и машиноместа

    Как мы уже говорили, собственники нежилых помещений часто недоумевают, почему управляющие организации или ТСЖ выставляют им счета на оплату коммунальных ресурсов на содержание общедомового имущества, считая это несправедливым.

    Право собственности на имущество, которое подлежит государственной регистрации, возникает, изменяется и прекращается после того, как запись об этом внесена в государственный реестр, если иное не установлено законом (п. 2 ст. 8.1 ГК РФ). Собственник отвечает за содержание принадлежащего ему имущества (ст. 210 ГК РФ).

    Все собственники помещений в МКД на праве общей долевой собственности владеют общедомовым имуществом (п. 1 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ). Доля владельца помещения в праве общей собственности на такое имущество пропорциональна размеру общей площади помещения (ст. 37 ЖК РФ).

    В соответствии со своей долей каждый участник долевой собственности платит сборы, налоги и несёт иные расходы и издержки, связанные с содержанием общего имущества (ч. 1 и 2 ст. 39 ЖК РФ, ст. 249 ГК РФ).

    В состав платы за жилое помещение и коммунальные услуги собственника помещения в МКД входит и оплата за услуги и работы по управлению домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества, за коммунальные ресурсы на содержание такого имущества (ч. 2 ст. 154 ЖК РФ). Хозяева жилых и нежилых помещений участвуют в расходах на содержание и ремонт общего имущества согласно своей доле в праве общей собственности (ч. 1 ст. 158 ЖК РФ). Если домом управляет управляющая организация, плата передаётся ей (ч. 7 ст. 155 ЖК РФ).

    Читать еще:  Единовременное пособие на ребенка матери одиночке в 2020 году

    Вывод о том, что владельцы помещений в многоквартирном доме должны оплатить за ремонт и содержание ОИ, Верховный суд РФ сформулировал в п. 24 Обзора судебной практики применения законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд от 28.06.2017. Он указал, что эта обязанность не обусловлена наличием договора с управляющей компанией.

    Одновременно с этим обязанность УО – выполнять работы и оказывать услуги по содержанию общедомового имущества. Компания не может отказаться от них, даже если не заключён государственный или муниципальный контракт (ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ, п. 10 постановления Правительства РФ от 13.08.2006 № 491).

    Таким образом, если между собственником нежилого помещения и управляющей организацией нет договора для исполнения обязанности по несению расходов на содержание общего имущества, владелец помещения всё равно должен вносить соответствующую плату. Иной порядок может быть предусмотрен законом или договором.

    Платить за коммунальные ресурсы, которые тратятся на общедомовые нужды, должны собственники как жилых, так и нежилых помещений в МКД.

    Верховный суд объяснил, как оспорить отказ в постановке на кадастровый учет

    Верховный суд опубликовал обзор судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета. В нем ВС проанализировал и дал разъяснения по 33 делам данной категории.

    В обзоре ВС отмечает, что обобщил практику по спорам, касающимся отказа в осуществлении кадастрового учета, которые подлежат рассмотрению по правилам КАС и главы 24 АПК, для «обеспечения единообразного подхода к разрешению СОЮ и арбитражными судами дел о применении отдельных положений закона «О государственном кадастре недвижимости».

    Что можно считать объектом недвижимости?

    Так, разбирая одно из дел, Верховный суд подчеркивает, что действующее законодательство не предусматривает осуществления кадастрового учета объекта, который не является объектом недвижимости. Бизнесмен оспаривал в арбитраже отказ в постановке на кадастровый учет «навеса для ожидания транспорта». По его словам, он получил участок земли именно для возведения этого объекта, который имеет прочную связь с землей, а демонтировать его без ущерба назначению невозможно (т.е., согласно ст. 130 ГК, является объектом недвижимости). Однако суды установили, что навес представляет собой конструкцию, которая крепится на бетонную площадку болтами, обеспечивающими лишь временную связь с ней. Демонтаж либо перемещение объекта (его частей) не нанесут ущерб всей конструкции (остановочно-торговому комплексу), и она сможет после этого использования по назначению, указали суды, отклонив иск (п. 1 обзора).

    Кроме того, анализируя другое дело, ВС отметил, что к объектам недвижимости нельзя отнести и асфальтобетонное покрытие (п. 2 обзора). А недострой, по мнению Верховного суда, можно поставить на кадастровый учет лишь в том случае, если степень выполнения работ позволяет идентифицировать его как самостоятельный объект недвижимости. В качестве примера приводится дело, где бизнесмен требовал зарегистрировать в качестве недвижимости три сваи, вбитые в землю, но получил отказ от судов всех инстанций (п. 3). При этом здание (помещение), которое ставят на учет должно быть обособленным и изолированным, то есть, не являться пристройкой к другому зданию или его частью, огражденной, например, строительными конструкциями (п. 4).

    А часть жилого дома может быть поставлена на учет в качестве самостоятельного объекта недвижимости, если она является обособленной, указал ВС и привел в пример следующее дело. Т. отказали в кадастровом учете части одноэтажного жилого дома, тогда он пошел оспаривать это решение в суд. В ходе разбирательства выяснилось, что ранее дом был в долевой собственности Т. и А., однако впоследствии по решению суда Т. выделили отдельный блок из трех комнат, кухни, коридора, уборной и кладовки, который имел отдельный выход, систему отопления и индивидуальные коммуникации. Суд удовлетворил требования заявителя, поскольку жилой дом состоит из двух блоков, являющихся изолированными объектами, которые предназначены для проживания и не имеют вспомогательных помещений общего пользования (п. 5 обзора).

    Тонкости постановки на учет комнат в квартире

    Также ВС разъясняет, в каких случаях возможно поставить на кадастровый учет в качестве единого объекта несколько комнат в коммунальной квартире. Заявителям не должны отказывать в регистрации, если такие комнаты являются смежными и изолированы от других помещений. То есть, имеют «общую» стену, один вход, и из одной можно пройти в другую. При этом, если такие помещения разделены местами общего пользования, регистрировать их как один объект недвижимости нельзя.

    Регистрация частей объектов недвижимости

    Зарегистрировать право на часть объекта недвижимости можно, если проведена госрегистрация ограничения (обременения) вещного права, в связи с установлением которого эта часть образована. В качестве примера приводится обращение потребительского кооператива, которому отказали в регистрации права собственности на кладовые, поскольку те располагались на участке, находящемся в муниципальной собственности. Вместе с тем выяснилось, что часть земли под помещениями кооператив арендовал у муниципалитета. Суд решил: раз на части участка есть обременение, находящаяся на нем постройка может быть зарегистрирована как отдельный объект.

    При этом кадастровый учет частей объектов недвижимости (например, части переданного в пользование помещения, крыши или стены здания), осуществляется только в целях отражения в государственном кадастре сведений об ограничениях (обременениях) вещных прав. При этом внесение в кадастр соответствующих сведений в указанных целях не является отражением факта образования нового самостоятельного объекта недвижимости. Учет части переданного в пользование объекта недвижимости — право, но не обязанность собственника или арендатора, напоминает ВС.

    Проблемы с кадастровым учетом после перепланировки

    «Кадастровый учет изменений помещения, касающихся также и характеристик всего здания, без внесения изменений в сведения о здании недопустим», — отмечает ВС и иллюстрирует это следующим примером. Компания-собственник нежилого помещения, расположенного на первом этаже здания, сделала к нему пристройку. Затем она подала в орган кадастрового учета заявление об учете перепланировки, приложив к нему техплан помещения. Однако фирма получила отказ, так как проведенная ею реконструкция изменила конфигурацию и границы всего здания, чей план с учетом изменений у нее и запросили. Тогда организация обратилась в арбитраж, пояснив, что принадлежащее ей помещение прошло учет как самостоятельный объект, и изменение его характеристик не влечет изменение данных кадастрового учета всего здания. Однако суд отказал в удовлетворении ее иска, указав, что работы по реконструкции помещения «очевидно повлекли изменение характеристик всего здания», элементом которого является данное помещение (п. 10 обзора).

    ВС анализирует еще одно дело, затрагивающее вопросы кадастрового учета после перепланировки. Департамент подал заявление «об осуществлении кадастрового учета изменений жилого помещения», однако получил отказ. Орган кадастрового учета указал заявителю на отсутствие документов, подтверждающих согласование перепланировки. Считая отказ незаконным, департамент обратился в суд, сославшись на то, что предоставленный им техплан содержал все необходимые сведения об изменениях в объекте недвижимости. Первая инстанция и апелляция встали на сторону заявителя, указав, что ст. 22 закона о кадастре не предусматривает предоставление решения о согласовании перепланировки в качестве документа, необходимого для кадастрового учета.

    Однако окружной арбитраж отказал в удовлетворении заявления, напомнив, что переустройство жилого помещения проводятся по согласованию с органом местного самоуправления (ст. 26 ЖК). Завершение перепланировки подтверждается актом приемочной комиссии, который направляется в орган кадастрового учета. Однако, согласно материалам дела, последний не получал акта приемочной комиссии. В ответе на межведомственный запрос сказано, что соответствующих документов попросту не имеется. Собственник жилья, который провел самовольную перепланировку, несет предусмотренную законодательством ответственность и обязан привести помещение в прежнее состояние (ч. 3 ст. 29 ЖК), напомнил ВС (п. 11 обзора).

    Читать еще:  Готовы отремонтировать мебель но клиент хочет вернуть

    Кадастровый учет земельных участков

    Также Верховный суд осветил некоторые спорные моменты, связанные с кадастровым учетом земли. Так, например, невозможно поставить на учет земельный участок, если истек срок действия схемы его расположения. Некий М. обратился в местную администрацию с заявлением о предоставлении безвозмездно в собственность земельного участка, на котором долгое время был расположен его огород. И все бы ничего, но схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории оказалась «просроченной», поэтому суды посчитали отказ в постановке на учет обоснованным.

    Невозможно поставить на учет выделенную в натуре долю земельного участка, сформированного для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома и принадлежащего на праве общей долевой собственности всем собственникам помещений в данном доме. ВС указал, что это будет считаться нарушением запрета, установленного пп. 1 ч. 4 ст. 37 ЖК. Также правомерен отказ в постановке на учет участка, если его размеры не соответствуют тем, что указаны в градостроительных регламентах (входят в правила землепользования и застройки, а в отношении земельных участков), Земельном кодексе или других федеральных законах (в случаях, если на земли не распространяется действие градостроительных регламентов). Так, например, нельзя образовать участок в 400 кв. м для ведения подсобного хозяйства, если в градостроительном регламенте населенного пункта, где тот расположен, указано, что его минимальный размер должен составлять 800 кв.м.

    При этом, если вы не регистрируете землю «с нуля», а лишь проводите кадастровое уточнение границ, увеличение ее площади не должно превышать предельный минимальный размер земельного участка, а если он не установлен – 10% от указанной в государственном кадастре недвижимости площади этого участка. Отсутствие обоснования увеличения площади земельного участка не должно стать помехой в осуществлении государственного кадастрового учета, поскольку такого основания для отказа не содержится в ст. 27 закона о кадастре.

    Оповещение заинтересованных лиц

    «Круг лиц, с которыми производится согласование местоположения границ земельного участка, определяется на момент совершения кадастровых работ», — указывает в обзоре ВС и разбирает следующее дело. Кадастровый инженер А. направил в орган кадастрового учета межевой план, подготовленный в связи с уточнением границ и площади участка, занятого автодорогой общего пользования. Однако инженер получил отказ, так как не согласовал план с С. — арендатором смежных участков. Это решение А. оспорил в суде, который установил, что право аренды С. на указанные участки в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрировано позже даты проведения кадастровых работ. До С. их арендатором был Р., с которым А. согласовал уточненные границы. В связи с этим суд признал решение органа кадастрового учета незаконным (п. 20 обзора). ВС, анализируя другое дело, также отметил, что если в государственном кадастре недвижимости есть адреса лиц, заинтересованных в согласовании границ земельного участка, каждого из них нужно индивидуально оповестить о собрании, где будет проводится такое согласование.

    Если сведения носят временный характер

    Если сведения о земельном участке, которые вносят в госкадастр недвижимости не имеют временного характера, то снять его с кадастрового учета можно только после преобразования или в других случаях, прямо предусмотренных законом. Так, например, администрация представила предпринимателю землю для строительства ТЦ, а когда оно было окончено, попросила снять участок с кадастрового учета. Суды отказали муниципалитету, так как сведения, представленные в реестр не были временными, и никаких действий с участком не производилось.

    Напомнил ВС и о том, что если договор аренды земельного участка не подлежит регистрации, на его основании нельзя изменить статус сведений государственного кадастра недвижимости об участке с временного на учтенный или продлить срок действия временного характера таких данных. Временные сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости самим органом кадастрового учета по истечении срока, установленного Законом о кадастре, если не осуществлена государственная регистрация права или аренды. К временным сведениям относятся и данные о постановке на учет земельного участка, образованного из земель, право собственности на которые не разграничено. Не носят временного характера сведения о ранее учтенных земельных участках. Приостановление аннулирования и исключения из государственного кадастра недвижимости сведений, которые носят временный характер, может применяться судом в качестве обеспечительной меры.

    Отмена решений о регистрации

    Если суд счел незаконными действия органа кадастрового учета, требование о снятии спорного земельного участка с учета подлежит удовлетворению, если для этого нет препятствий (например, наличие межевого спора, спора об исправлении кадастровой ошибки), отмечает ВС. Компания оспорила в суде решение госоргана о постановке на кадастровый учет нескольких участков. Она указала, что является арендатором участка, из которого путем несанкционировнного раздела вычленили спорные участки. Из-за такого раздела организация не может эксплуатировать принадлежащие ей объекты недвижимости. Однако суд первой инстанции отклонил ее заявление, подчеркнув, что доступ к недвижимости может быть организован через другие земельные участки. Апелляция и кассация это решение отменили, сославшись на заключение землеустроительной экспертизы. Она установила, что раздел исходного участка сделал невозможной эксплуатацию расположенных на нем двух объектов недвижимости, принадлежащих компании. А сформированные участки не достаточны для эксплуатации зданий (п. 28 обзора).

    В другом деле ВС подчеркнул, что если объект недвижимости находится в долевой собственности, то его кадастровый учет осуществляется на основании заявления всех собственников. В случаях, когда хотя бы один из них не согласен, в постановке на учет должны отказать.

    Разное

    Арендатор государственной или муниципальной земли сроком больше, чем на пять лет, вправе самостоятельно внести в госреестр сведения об изменениях такого участка, отмечает ВС. А орган госвласти, осуществляющий полномочия собственника, может обратиться с заявлением о внесении таких изменений относительно участка, находящегося в силу закона в собственности РФ, даже если госрегистрация права собственности не проводилась.

    Кроме того, ВС подчеркивает, что «внесение сведений о ранее учтенном объекте недвижимости не допускается, если сведения о таком объекте уже содержатся в государственном кадастре недвижимости» (п. 3 ч. 17 ст. 45 Закона о кадастре). В качестве примера приводится следующее дело. Орган кадастрового учета отказал А. во внесении сведений об участке в связи с тем, что в государственном кадастре недвижимости он уже был учтен. А. оспорил это решение в суде, который установил, что данный участок обременен договором аренды с одной из компаний. В сентябре 2011 года по ее заявлению госорган исправил ошибку в кадастровых сведениях о категории земель, к которой отнесен спорный участок, указав категорию «земли лесного фонда». В феврале прошлого года также по заявлению организации в кадастр недвижимости внесли сведения о местоположении участка, а также сведения о его арендаторе. А. обратился в орган кадастрового учета позднее, в мае 2015 года. С учетом этого суд оклонил его иск (п. 33 обзора).

    Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты
    Adblock
    detector